неделя, 29 септември 2013 г.

Откъде дойде истината

... Что же это за путь? Это путь, которым Христос повел людей ко спасению. Христос пришел и по любви Своей пострадал ради нас. Он не стал ни великим философом, ни великим политиком, ни царем, ни императором, Он даже не стал богатым человеком. Он был в самом низу социума, Он был там, откуда ничего значимого не могло произойти. Вот почему первосвященники, книжники и Пилат не могли принять мысль о том, что от Человека, стоящего перед ними, может исходить истина. Истина связывалась с усилиями людей, с образованностью, положением, знаниями, властью, — но стоит перед Пилатом Человек поверженный, не имеющий никакой власти, и Он говорит об истине. И мы знаем, что через эту поверженность, через это уничижение вырастает древо спасения. Господь неслучайно отказался от силы человеческой, для того чтобы каждый из нас понял: послание, которое Господь принес, — это не человеческое послание, потому что оно входит в логическое противоречие со всем, что было до Христа, с мироощущением, философией жизни людей. Все это доказывает Божественное происхождение Евангелия, и мы должны с доверием отнестись ко всему, чему учит нас Господь — именно потому, что спасение наше не от человеческой силы, а от полного человеческого бессилия, ведь спасение не от человеков, а от Бога.

И вот еще что Господь предлагает нам, чтобы мы поняли, что это так. Он предлагает нам взять на себя свой крест и следовать за Ним. Он предлагает не прятаться, не бояться скорби, а воспринимать ее так, как Он Сам предложил нам жизнью Своей воспринимать всякую скорбь. И мы знаем, как в глубине человеческих скорбей происходит воскрешение человеческой личности. Нам, русским людям, знакомо творчество Достоевского, — это главный лейтмотив того, что великий писатель хотел сказать и сказал своему народу. И ведь его слова — тоже не от философии, а от опыта жизни. Христианство есть великая сила, способная преобразить человеческое общество, род человеческий, потому что это не сила человеческая, а сила Божия, и мы должны, не мудрствуя, в юродстве, в простоте сердца принимать это послание, откликаться на него и мыслью своей, но, самое главное, сердцем своим, пытаясь осуществить то, к чему Господь нас призвал, и следовать тем путем, каким Он шел. И мы знаем, что это путь победы, что это путь воскресения.

Вот и этот некогда закрытый и поруганный храм ныне возрожден — не потому, что кто-то приказал его возродить, не потому, что кто-то приложил особые усилия, а потому что такова была вера народа и потребность в том, чтобы этот храм был открыт. Разве это не свидетельство того, как из распятия нашего народа, из распятия нашей Церкви на страшной исторической Голгофе произрастают, исполненные немощью, ростки новой жизни?..

http://www.sedmitza.ru/patriarch/2013-09-27/4103357.html