сряда, 27 ноември 2013 г.

Източно партньорство

... Как выглядит в этом свете приостановлённая 21 ноября, но не отменённая подготовка Украины к подписанию с Евросоюзом Соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли? За этим вопросом возникает другой вопрос: соглашение о какой свободе торговли с ЕС собирается подписывать Украина, если все техрегламенты Евросоюза и США будут меняться в соответствии с требованиями Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства?

Нынешняя осень побила все рекорды по количеству докладов, экономических исследований, социологических опросов, освещающих проблему финансового и гуманитарного кризиса, в котором увязает Европа. В том же Вильнюсе, где 28-29 ноября должен состояться саммит «Восточного партнёрства», недавно на конференции Европейского социально-экономического комитета были оглашены примечательные данные. По оценкам Еврокомиссии (ЕК), около 84 миллионов человек в Европе живут за чертой бедности, а процесс выхода из этого кризиса, как считают в ЕК, может затянуться на десять лет. Некоторые считают, что и эти цифры занижены. По данным международного гуманитарного агентства Oxfam, за черту бедности в Европе отброшены уже более 120 миллионов человек, а если политика строгой бюджетной экономии, проводимая Евросоюзом и Международным валютным фондом, не изменится, массив европейских бедняков увеличится к 2025 году ещё на 15-25 миллионов.

Следует извлечь уроки из сокращения социальных расходов, проводившегося в 80-90 годы по требованию МВФ в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке, говорится в докладе Oxfam. Вместо обещанного процветания этим странам понадобились десятилетия, чтобы хоть как-то вернуться к прежнему уровню жизни. Европейцам, по мнению экспертов, для возвращения к докризисному (до 2008 года) уровню потребуется порядка четверти века. Корень проблемы эксперты видят в политике финансовых институтов ЕС и МВФ, породившей беспрецедентный после Второй мировой войны рост социального неравенства. В докладе убедительно показано, что агрессивная политика секвестра социальных расходов, сопровождаемая поддержкой банковского сектора в размере 4,5 триллиона евро, - одна из главных причин обеднения и социального расслоения населения Европы.

Предлагаемое наднациональным центром силы расширение сферы евроинтеграции на трансатлантическое пространство многих в Европе серьёзно беспокоит. В этом случае речь идёт уже не об ассоциации ЕС с Украиной, Молдавией, Грузией (платить за эти страны Евросоюз не будет) - речь идёт о глобальном интеграционном проекте, за который европейцев платить заставят. Замысел Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (TTIP), то есть предусматриваемые «доктриной Обамы» планы интеграции Старого и Нового Света, заставляют волноваться даже видавших виды брюссельских бюрократов… С некоторых пор европейские СМИ стали пестреть заголовками «Европа в руках «большого бизнеса»?», «Европа отказывается от суверенитета в вопросах законодательства?», «Сохранит ли Евросоюз способность принимать более строгие защитные меры?».

В конце октября было подписано соглашение о свободной торговле между Евросоюзом и Канадой, следом ожидаются соглашения ЕС с Японией и США. Как пишет Les Coulisses de Bruxelles, «меню этого документа, называемого соглашением «последнего поколения», гораздо более обильно, чем обычные соглашения». Оно не только устанавливает новый режим контроля за таможенной границей и вводит количественные ограничения в торговле, но и отменяет целый ряд важных установлений в различных сферах национального законодательства. Наиболее настораживающим во всём этом, по мнению Les Coulisses de Bruxelles, является регламентация различий прав государственных и корпоративных субъектов международных экономических отношений. Согласно практике, принятой в ВТО, при расхождениях в интерпретации того или иного пункта правил Всемирной торговой организации апелляция подаётся в независимый арбитраж, а не в арбитраж страны-подписанта; для этого в ВТО существует специальный орган для разрешения разногласий. Соглашение же «последнего поколения» делает такую практику невозможной, поскольку оно слишком глубоко вторгается в национальную законодательную практику – в сферы природоохранного права, регулирования продовольственной безопасности и другие. Так, государству придется отвечать по суду, если его законодательство изменится по сравнению с тем, что зафиксировано в соглашении. К примеру, если Евросоюз решит все-таки полностью запретить импорт американских генетически модифицированных продуктов.

Ещё более тревожным европейцы считают то, что по условиям соглашения между ЕС и Канадой право обращения в арбитраж предоставляется не только государствам, но и частным компаниям, как это предусмотрено Северо-американским соглашением о свободной торговле (NAFTA). Так, на основе правил NAFTA американская компания Lone Pine Resources.Inc вчинила иск правительству Канады за то, что канадская провинция Квебек наложила мораторий на вредящую природной среде добычу сланцевого газа на своём шельфе. Сейчас от Канады требуют огромные денежные суммы в качестве компенсации издержек, якобы уже понесенных компанией при разработке шельфа. Государству (имеется в виду Канада) становится всё труднее исправлять допущенные им ранее ошибки и сдерживать массовые протесты населения. И сейчас европейцы начинают лучше понимать смысл таящегося в этом предупреждения: в рамках Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства корпоративные выгоды и вредоносные частные инициативы грозят одержать полную победу над здоровыми общественными интересами.

http://www.fondsk.ru/news/2013/11/23/v-tiskah-transatlanticheskoj-integracii-ii-24177.html

*

При всем презрении к Януковичу, надо признать очевидное - он публично унизил весь Евросоюз разом. Ни одному государству до сих пор не удавалось подобное. Достаточно вспомнить, что происходило все три года его президентства на внешнеполитическом поле. Самого Януковича публично игнорировали и отказывались встречаться. В Давосе он вынужден был ограничиться формальным выступлением в украинском доме (который собственно к Давосу отношения не имеет) и уже на вторые сутки улететь домой. Прошлым летом на полном серьезе обсуждался бойкот украинской части Евро-2012.

Год назад Евросоюз начал озвучивать требования к Украине. Сначала их было, кажется, 19. При этом назывался крайний срок исполнения - май 2013-го. По мере того, как шло время, а Украина не спешила "служить и исполнять", требований оказалось 11, а крайний срок определили концом лета. Но уже в сентябре никто и не вспоминал об этих требованиях. Всё свелось к требованию формально принять полдюжины законопроектов (не претворить реформы в жизнь, а именно формально принять) и освободить Юлю. И что в итоге?

В сухом остатке все законопроекты не приняты и по сей день, а об освобождении Юли речь и вовсе не идет. Даже о её лечении за рубежом, как о шаге, позволяющем ЕС сохранить лицо, никто из еврочиновников уже и не заикается. Зато на открывшемся сегодня саммите в Вильнюсе те же самые представители ЕС, которые грозили и Украине и пугали Януковича, трусливо мямлят, что "двери для Украины открыты и она может подписать договор об ассоциации с ЕС завтра утром".

Заметьте, без всяких условий и без обсуждения судьбы Юлии Тимошенко. Да и что обсуждать, если вчера на встрече с избранными ручными журналистами Янукович прямо заявил, что Юля может только купить свободу, возместив убытки от подписанного ею контракта на поставки газа. А это миллиардов 20 по оценкам жадного президента. Впрочем, он скорее всего реально оценивает золотовалютные резервы Юли, а не потери страны.

Что до европейского выбора Украины, то он остался неизменным. И отказ Януковича действительно вынужденный. Он до последнего дня вымагал у ЕС гарантии финансовой помощи. Тщетно. Всё, что пообещали Украине, это невнятная фраза канцлера Германии Меркель: "Германия может оказать Украине финансовую помощь". С уточнением, что это добрая воля, а не прописанное в договоре обязательство.

Что до давления России, то это миф для малограмотных свидомых агитаторов. Сегодня именно русские банки удерживают Украину от дефолта. Суммарно - более 26 миллиардов долларов кредитов на сегодняшний день. И это только кредиты государству Украина. Добавьте к этому газ по 270 долларов, который продает Россия предприятиям Фирташа и "Нафтогазу" для закачки в хранилища. Заметьте, такой низкой цены на газ в ЕС нет и не будет никогда. Равно как и таких кредитов ни ЕС, ни МВФ Украине не дают. Если бы дали - Янукович сегодня подписал бы что угодно.

Но у ЕС для Украины денег нет. есть только красивые слова. Так что не надо иллюзий. Янукович действительно не хочет никаких сближений с Россией и сегодняшний отказ - вынужденный. Получившая плевок в лицо Запад сделает вывод и через полгода предложит снова подписать договор и даже изыщет немного денег, забыв о своих же криках "Или в ноябре в Вильнюсе, или нигде до 2015 года".

И не надо иллюзий. Предложат не ради украинцев или торжества демократии. Предложат исключительно из-за своей личной шкурной выгоды. Ослабить конкурента в лице России и получить рынок (сбыта, труда, услуг, земли, ...) в виде почти 40-миллионной страны и почти миллиона квадратных километров - это жирный кусок. И раз уж не получается заглотнуть его даром, ЕС заплатит. Чуть-чуть, но заплатит.

Вот только расплачиваться за это будут всё равно граждане Украины.

http://mikle1.livejournal.com/3481852.html

*

По итогам первого дня саммита в Вильнюсе можно смело утверждать — уже не имеет особого значения, подпишет действующий президент Украины договор об Ассоциации с ЕС или не подпишет.

Ловушка, в которую загнала себя украинская власть, не имеет легального и безболезненного выхода. Потому что процессы поглощения украинских элит посредством контроля за их капиталами уже необратимы. А зная психологию обитателей улиц Банковой и Грушевского в Киеве, можно смело утверждать, что из всех вариантов «донецкие» выберут тот вариант, при котором сохраняется их капитал.

Однако, с мотивацией украинских элит мы разобрались достаточно предметно ещё со времён проекта «Однако.Украина». Поэтому сейчас более важно понять мотивацию собственно Европейского Союза.

Аспект экономический для ЕС — также понятен, новый неосвоенный рынок — это шанс отсрочить рецессию в Европе центральной, за счёт сбыта товаров в Евразию.

Но в сугубо экономической логике совершенно не в интересах ЕС устраивать политическое шоу вокруг подписания. Ведь по большому счёту все экономические бонусы содержатся в договоре о Зоне свободной торговли, которые можно было провернуть и без «Вильнюсского шоу». И уж тем более без Майдана.

Итак, что за исторические процессы проходят на наших глазах под видом саммита в Вильнюсе и, в частности, в рамках «политики Восточного партнёрства»? Европейцам свойственно маскировать свои истинные цели под многозначительные рассуждения о демократии, свободе слова и прочей мишуре.

Первыми проговорились младоевропейцы. Так, румынский президент Траян Бэсэску прямо заявил: «У Румынии были фундаментальные проекты по вступлению в НАТО и присоединению к Европейскому Союзу (ЕС). Думаю, что третьим фундаментальным проектом должно стать объединение с Молдовой».

Вслед за румынским коллегой эту же мысль развил министр иностранных дел Польши Сикорский, который посоветовал Украине для успеха «евроинтеграции» следовать по пути Молдовы: «Для Украины лучшим примером должна быть Молдова, которая не торгуется, а провела реформы, благодаря которым получает от ЕС помощь на человека на уровне кандидатов в члены. Она большего достигла, чем Украина, и в деле упрощения виз».

Итак, Украина и Молдова. Две республики, движущиеся к евроколонизации с разными скоростями. По состоянию на сегодня Кишинёв обгоняет Киев на 5–7 лет. Именно поэтому для Молдовы Ассоциация с ЕС — это важный шаг к поглощению Румынией. О чём бухарестское начальство говорит честно и открыто.

Украине же предстоит пройти путь Молдовы, по задумке авторов политики «Восточного партнёрства».

Поэтому можно смело утверждать — дело не в рынках сбыта и уж точно не в евростандартах. Мы имеем дело с пересмотром ялтинского мироустройства, конечной целью которого является изменение границ в Европе. Только пересмотр проходит не как в середине 20-века, а в дипломатической и финансовой форме.

Конечной целью является поглощение Восточной Европы по схеме Молдовы. В украинском же случае осталось понять, а кто, собственно, будет претендовать на роль Румынии. Пока что на эту роль претендует Варшава. С той лишь разницей, что колонизируемая территория Украины намного больше территории самой Польши.

Разгадка кроется в том, что для запуска молдовского сценария необходимо избавиться от территорий, где компактно проживает нелояльное политике «евроинтеграции» население. В Прибалтике это сделали институтом «неграждан», в Молдове и Грузии довели дело до гражданской войны — в ходе которой вопрос нелояльных Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии решился сам по себе.

Именно поэтому на саммите именно Грузия и Молдова первыми подмахнули соглашение о «Евроассоциации».

Украине ещё предстоит пройти путь Молдовы, и сегодня не особо важно, подпишет действующий президент Украины договор об ассоциации или нет. Потому что исторические процессы уже запущены. И чтобы остановить их, нужна недюжинная воля. И готовность плюнуть на капиталы, которые последние 20 лет бережно складировались в Австрии, Швейцарии, Германии, США и прочих офшорах.

В Киеве на такое решение вряд ли готовы. Поэтому подпишет или не подпишет президент Украины Вильнюсский договор — не имеет никакого значения. И уж если не подпишет — ни в коем случае нельзя воспринимать это как победу России и союзников. Потому что главные вызовы, которые будут стоять перед Россией и Евразийским союзом на украинском направлении, — впереди.

http://www.odnako.org/blogs/show_33270/