Решение США модернизировать вооружение сирийских повстанцев попало под серьезный удар: премьер-министр Турции Тайип Эрдоган позвонил президенту США Бараку Обаме в Берлин, в среду, 19 июня, чтобы сообщить о своём внезапном решении закрыть турецкий коридор для поставки сирийским повстанцам оружия от США и НАТО.
На этом фоне американский президент сообщил Конгрессу в пятницу, 22 июня, что 700 экипированных американских военнослужащих останутся в Иордании после окончания совместных американо-иорданских учений. Они будут включать команды двух зенитно-ракетных батарей Patriot и логистики, управления и коммуникации персонала, необходимых для поддержки этих подразделений.
Соединенные Штаты также оставляют после военных учений эскадрилью из 12 — 24 реактивных истребителей F-16 по запросу Иордании. Приблизительно 300 американских военных были в Иордании с прошлого года.
Решение Эрдогана оставит сирийских мятежников, борющихся в Алеппо, фактически на сухом пайке. Падение Кусэйра лишило их поставок оружия из Ливана. Поставки через Иорданию достигают только до южной Сирии и почти невозможны для севера, где мятежники и Хизбалла заперты в решающем сражении за Алеппо.
Турецкий премьер-министр сказал Обаме, что он боится российского возмездия, если он будет продолжать пропускать оружие от США и НАТО сирийским мятежникам.
Начиная со встречи на высшем уровне G8 в Северной Ирландии на прошлой неделе, Москва выдавала почти ежедневные осуждения Запада по поводу вооружения "террористов".
Представители повстанцев в Алеппо в пятницу утверждали, что теперь у них есть оружие, которое, как они считают, "изменит ход сражения на земле".
Военные источники DebkaFile весьма скептически относятся к их способности — даже после новых поставок — противостоять натиску на свои позиции со стороны объединенной силы сирийской армии, войск Хизбаллы и вооруженных иракских шиитов. Преобладающая оценка разведки такова: они будут сокрушены в Алеппо, как были сокрушены в Эль-Кусейре.
То сражение было проиграно после 16 дней свирепых боёв; Алеппо, как ожидают, падет после 40-60 дней большого кровопролития.
Оружия повстанцев, полученное от США, НАТО и европейских источников, было приобретено на международных рынках — не только потому, что оно были относительно дешевым, но и потому, что оно было в основном российского производства. Повстанцы, таким образом, вооружены российским оружием, чтобы бороться против российского оружия, используемого сирийской армией. Это разозлило Москву больше, чем когда-либо.
До сих пор правительство Эрдогана было полностью благосклонно к сирийской оппозиции, разрешая им основать жизненно важные центры управления и тыловые базы на турецкой земле и организовать поставки через границу боевых соединений. Теперь он выдернул из-под них ковёр и дал Асаду существенную фору.
Этот поворот — стратегическое землетрясение – не только с точки зрения сирийской войны, но также и для Соединенных Штатов и, с течением времени, также для Израиля.
Десять лет назад, Эрдоган совершит тот же маневр, когда он не дал американским войскам проход через Турцию в Ирак для открытия второго фронта против Саддама Хусейна.
Президент Обама отреагировал, увеличив американское развертывание в Иордании от 700 экипированных военных до 1000. Patriot и F-16 будут оставлены после совместных учений настолько, насколько потребует ситуация с безопасностью. Совместные американо-иорданские маневры было на самом деле резкосокращены через две недели, хотя планировалось проводить их в течение два месяца — до конца августа.
Война в Сирии находится на грани того, чтобы перекинуться в Иорданию и подошла ближе, чем когда-либо, к Израилю.
http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/81195/
**
Мировой пожар раздувается все активнее. Возможно, что, к примеру, в Гренландии этот пожар воспринимается как некое «глобальное потепление», но здесь, в Израиле, это хорошо видимые, вполне конкретные зарницы войны.
Противостояние между сторонниками Асада и повстанцами продолжается давно, с марта 2011 года. Но постепенно ход гражданской войны в Сирии начал меняться – армия Асада стала теснить силы сирийской оппозиции. Вот и Эль-Кусейр взяли, штурмуют Алеппо…
Что вдруг? Столько времени проигрывал, да так, что все считали дни, ну, в крайнем случае, недели до его падения, и вдруг определенные успехи. Что произошло?
А произошло вот что. Армия Асада, практически оставшаяся ему верной, задействовала против оппозиции всю свою немалую боевую мощь. Кроме того, на ее стороне воюют боевики «Хизбаллы», Иран и Россия обеспечивают снабжение армии вооружением и военной техникой...
Асад почувствовал запах победы, увидел твердую поддержку со стороны Ирана, Хизбаллы и России и начал менять тон заявлений...
На Голанах был обстрелян патрульный джип ЦАХАЛа. Снаряды и мины залетали и раньше, новым было то, что Асад признал факт обстрела израильского джипа. Примерно в это же время появились публикации в СМИ о наборе добровольцев для военных операций против Израиля на Голанах. По одним сведениям набор объявил Башар Асад, по другим - Народный фронт «Преобразование и освобождение Сирии», в руководство которого входит вице-премьер Сирии Кадри Джамиль, недавно посетивший Москву.
Понятно, что Сирия не способна вести классическую войну с Израилем, она не могла это и в лучшие для себя времена, но вот партизанско-диверсионную – вполне может.
Что это даст Сирии?
Это поставит сирийских джихадистов-оппозиционеров в сложное положение – вроде как Асад ведет борьбу с Израилем, а они наносят ему удар в спину. Появится возможность некоей консолидации с оппозицией на платформе общей борьбы с Израилем. А поскольку Народный фронт «Преобразование и освобождение Сирии» - это все же не правительство Сирии, то у Асада сохраняется возможность маневра, объясняя всем, кто согласен слушать, что на Израиль напали не его войска, а «народ», партизаны.
Евросоюз и США вдруг решились, по-видимому, под впечатлением информации о применении химического оружия, и сняли эмбарго с поставок оружия повстанцам. Вероятнее всего, Россия ответит симметрично, также увеличив свои поставки. Все это очень похоже на попытки тушить пожар бензином. А у войны своя логика. Кроме Голан есть еще перспективный объект войны - Ливан. Втягивать Ливан в войну не нужно, Ливан уже там.
Ливанская «Хизбалла» активно воюет в Сирии на стороне Асада. Через Ливан идут и поставки оружия оппозиции. В ливанском Триполи не прекращаются боевые стычки между суннитами и ливанскими алавитами. В долине Бекаа снайпер убил трех ливанских солдат, после чего скрылся в Сирии. А затем 26 мая Бейрут подвергся ракетному обстрелу - удар был нанесен по району, контролируемому «Хизбаллой»...
Что произошло? Куда делась La Belle Epoque?
Прекрасную эпоху убила наивная вера, что демократия – это лучшее изобретение человечества. Запад старается не замечать, что термин «демократия» меняет свой смысл от страны к стране.
При превращении демократии в самоценную идеологию, форма начинает заменять суть. Людям начинают навязывать форму правления, игнорируя уровень управления и укорененные в сознании людей системы взглядов и ценностей.
Так называемая «Арабская весна» начиналась с лозунгов свободы и демократии, но вполне закономерно быстро перешла к кровавым этническим и религиозным конфликтам. Арабские властители иначе, чем Запад понимающие своих подданных, могут справиться с этим привычными методами, но услышав знакомые любимые лозунги, Запад воспринимает их слишком прямолинейно, забывая, что насильственная демократизация маловероятна – демократические ценности должны быть в головах людей. Без этого ничего не получится. Так было в Иране, затем в Тунисе, Ливии, Египте и Сирии. Протестные группы во многом усвоили западную терминологию, научились применять лозунги, ласкающие нежный западный слух, но чуждые им идеи и чуждые лозунги – это просто современный макияж на средневековой личине...
Прошло почти 60 лет, и оказалось, что «теорию домино» никто не отменил. Остановить падение костяшки «Тунис» было возможно. Каддафи мог справиться и сам, но он ничего не говорил о демократии, вот и поплатился. Да и как было предвидеть демократизаторам Ливии далеко идущие последствия – от убийства в Бенгази до гражданской войны в Сирии. Остановить бойню в Сирии без участия США и ЕС сейчас практически невозможно. Президент Обама сделал ставку на Эрдогана, тем самым вольно или невольно способствовав развитию у сирийской оппозиции идеологии «Братьев мусульман», что, в свою очередь, подготовило появление в рядах оппозиции «Аль-Каиды». Не воспрепятствовав России в поставках современных вооружений, он дал недвусмысленное послание Асаду о своем нежелании действовать.
Реакция Асада была вполне предсказуемой. В традиции восточных переговоров, в ответ на отсутствие угрозы, он сам начал угрожать. В интервью сирийскому каналу «Аль-Арабия» он сказал: «Запад дорого заплатил за поддержку «Аль-Каиды» на ранней стадии ее истории. Сегодня он делает тоже самое в Сирии, Ливии и других местах, и он дорого заплатит за это – в сердце Европы и в США».
Сирия требует особого внимания, она обладает огромными запасами химического оружия и ракет. Необходимо было срочно силовым способом прекратить боевые действия с обеих сторон, тем более, что подобный опыт имеется, конфисковать запасы химического оружия, а затем дать возможность сирийцам самим решить свою судьбу.
http://inosmi.ru/world/20130624/210333154.html
**
Город Телль-Калах вернулся под контроль сирийской армии после двух лет противостояния. Как отмечают СМИ, солдатам сдались 39 полевых командиров, признавшиеся, что они не проиграли сражение, а разочаровались в оппозиции и намеренно сложили оружие.
Повстанческая крепость, город Телль-Калах , был захвачен сирийскими войсками и сейчас полностью находится под контролем правительства. Армия проникла в районы, откуда военнослужащих вытеснили с начала восстания в Сирии два года назад.
39 местных лидеров повстанческой Свободной сирийской армии сдались с оружием в руках. Данный район был очень важен для боевиков, поскольку через город пролегает важный маршрут контрабанды оружия и боеприпасов из Ливана. По словам командиров регулярной армии, повстанцы отказались от Телль-Калаха с такой легкостью, потому что ранее потерпели поражение в битве за другой стратегически важный город Кусейр.
Сирийская оппозиция отрицает, что город пал, утверждая, что бои всё ещё идут. Однако корреспондент газеты The Independent лично засвидетельствовал, что «военнослужащие и гражданские лица в городе выглядели расслабленными, а на улицах уже не осталось признаков недавних боёв».
Напряженное отрицание повстанцами того, что они потеряли важный город без боя, может показать определенные отчаяния с их стороны, считает издание. Ахмед Мунир, губернатор провинции Хомс (в которую входит Телль-Калах) отметил в интервью, что сирийская армия вторгнулась в город после того, как 11 крупных держав, в том числе США, Великобритания, Франция, Турция и Саудовская Аравия на встрече в Катаре пообещали повстанцам больше оружия и военного снаряжения.
Местный командир повстанцев по имени Халид аль-Эйд объяснил, что он перешёл на сторону правительства вместе с 20 бойцами, потому что он почувствовал «повальное разочарование» от восстания.
http://atnews.org/news/sirijskie_boeviki_sdali_strategicheskij_gorod_i_pereshli_na_storonu_armii/2013-06-26-8862
**
... Мое геостратегическое мышление подводит меня к трем весьма понятным и прямым выводам.
Во-первых, есть необходимость не дать России «победить» в Сирии.
Добиться этого можно либо путем наращивания поддержки противникам Асада из рядов повстанцев, либо за счет активизации мирного процесса, целью которого является поставить Сирию на путь демократического будущего без Асада. Пожалуй, оба варианта можно применять одновременно. В любом из этих случаев российское влияние ослабнет, а западная опора антисунитской арки сорвется со своих крепежных болтов.
Вторая по геостратегической важности страна региона - это Ирак. Там для реализации плодотворных инициатив потребуется поистине извращенное мышление.
По идее надо поддерживать суннитов, которые в настоящее время противостоят шиитам, правящим в Багдаде и дружащим с Тегераном. В этом и состоит извращение, поскольку у «Аль-Каиды» - та же самая цель.
И свержение Асада в Сирии, чего неоднократно требовала администрация Обамы, это тоже одна из целей «Аль-Каиды».
Да, воздержись мы от свержения Саддама Хусейна, всей этой путаницы можно было бы избежать. Но то было тогда, а мы живем сейчас.
И последовательная стратегия, направленная на срыв российских геостратегических целей, требует выступления на стороне суннитов в Ираке.
А что касается Ирана, этого третьего звена антисуннитской оси на Ближнем Востоке, то здесь решение намного проще. Надо дать муллам гарантию, что Соединенные Штаты не будут добиваться смены режима в этой стране, а взамен добиться от Тегерана отказа от его программы по созданию ядерного оружия, причем с возможностью проверки.
Такое решение очень похоже на сделку, заключенную 50 лет тому назад между президентом Джоном Кеннеди, Фиделем Кастро и Никитой Хрущевым ради прекращения Карибского кризиса.
Тогда, в 1960-е годы, и как минимум до конца 1980-х, было ясно, что большинство региональных проблем связано с глобальным соперничеством между Вашингтоном и Москвой. Но сегодня предпринимаются целенаправленные попытки рассматривать региональные события в отрыве от глобальной силовой политики. Это довольно странная формула, с учетом того, что почти все социально-экономические явления рассматриваются в увязке с тенденциями глобализации.
Осенью прошлого года Митт Ромни сыграл роль сигнальщика, напомнив нам о том, что даже спустя десятилетия после холодной войны великие геополитические державы по-прежнему что-то значат.
Осознание этого факта может многое объяснить, и оно должно стать сегодня направляющей силой большой стратегии.
А незнание это простой истины является путем к дорогостоящей разрухе".
http://atnews.org/news/amerikanskij_isteblishment_govorit_quot_est_neobkhodimost_ne_dat_rossii_pobedit_v_sirii_quot/2013-06-26-8855