«Ма́лый наро́д» (или Коагулят) —
слой людей, живущих в своём замкнутом мире, оторванном от жизни
остальных людей — «большого народа».
Данный слой обычно в своих
ценностных установках разделяет людей на элиту и тупую инертную массу,
причём последняя в принципе не способна понять текущие запросы и идеи
элиты, которые адекватно представляют как надо жить, чтобы всем было
хорошо; презрительно отвергает традиционные ценности массы («большого
народа»); презирает историю «большого народа», его достижения.
В силу своего обособления от «большого народа» «малый народ» обречён
на сектантскую структуру своей организации, которая чаще всего
иерархична с несколькими «уровнями посвящения». Причем в «малом народе»
возможно несколько течений — несколько под-народов.
«Малый народ» чаще всего имеет двойную мораль — одну для внутреннего
употребления между своими, другую для отношений с «большим народом».
Вторая мораль в основном обслуживает пропагандистские функции.
Что удивительно, «малый народ» чаще всего творчески импотентен. В
основном его ценности заимствованы на стороне, из другой культуры,
которую представители «малого народа» считают передовой по отношению к
традиционной культуре. «Малый народ» почему-то не способен изобрести
что-то новое, эволюционно улучшающее жизнь.
Концепция малого народа была выдвинута французским историком
Огюстеном Кошеном. Кошен изучал Великую французскую революцию и обратил
внимание на её наиболее активный движущий слой, идейно подготовивший
революцию, который и назвал малым народом. Малый народ проявлялся и в
других революциях и социальных катаклизмах.
И. Р. Шафаревич обозначил
проблему малого народа в СССР как носителя русофобии в своей статье
«Русофобия».
Примеры «малых народов» приведены в основополагающей работе И. Р. Шафаревича «Русофобия»
Один из современных вариантов генезиса «малого народа» описан в статье Вадима Нифонтова «„Русский либерал“ как религиозный тип»
http://traditio-ru.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4