Заявление немецкого канцлера Ангелы Меркель о желании переговорить по поводу программы «Восточного партнерства» и особенно Украины с президентом РоссииВладимиром Путиным вызвало многочисленные комментарии. В том числе такие, от которых Польше следовало бы вздрогнуть. «Если отбросить словесную шелуху, то это, возможно, важнейшее событие года: сбывается старая геополитическая мечта Путина и Меркель обсудить судьбу Украины без участия Киева и Брюсселя. Короче, ждем-с «пакта Лаврова-Вестервелле», — подчеркивает украинский политолог Дмитрий Джангиров. Некоторые немецкие газеты высказались более прямолинейно, помянув известный «пакт Молотова-Риббентропа».
Судьба Украины решается сейчас. Кто следующий на очереди? «Германия, как субъект, организующий Центральную Европу при помощи Брюсселя (с экономической, культурной, а, может быть в будущем и в военной областях) — это возможный вариант «нового порядка» в Евразии», - констатирует в Nasz dziennik профессор из Люблинского католического университета Мечислав Рыба. Вопрос, где окажется при «новом порядке» Польша. Республика оказалась в непростом положении. На первый взгляд, польское общество кажется более-менее стабилизированным общей идеей. Однако наблюдаются и крайне тревожные тенденции.
В течение длительного времени Польша находилась под властью ее могущественных европейских соседей — в частности России и Германии — и теперь националистические группы решили использовать молодую польскую демократию, чтобы продемонстрировать свою силу и помечтать о создании мощного социально-политического движения, замечает Christian Science Monitor. К чему это приведет? Социолог Эдмунд Внук-Липиньски из Collegium Civitas в Варшаве, считает, что подъем национализма сопровождается ростом «гражданской войны» в Польше. Он отмечает, что крупнейшая оппозиционная партия PiS и ее лидер, бывший премьер-министрЯрослав Качиньски вторят речам ультраправых, в том числе, заявляя, что Польша не является полностью независимой страной. Подобные заявления в некотором смысле узаконивают выступления и бунты молодежи.
Нет сомнений в том, что Ярослав Качиньски не держит в мыслях возможный развал страны. Однако сила оппозиционной риторики такова, что публичные речи способны призвать опасных «политических демонов», удержать под контролем которых не удастся. В таком случае Польша получит непредсказуемое будущее – и уже скоро, ведь до выборов в парламент осталось всего полтора года, за это время может произойти все, что угодно. «Польская турбулентность» неизбежно станет «головной болью» Европейского союза и России, как когда-то несколько веков назад. Вмешаются ли США? Вряд ли, сами польские политологи открыто говорят о планах ухода Вашингтона из Европы и децентрализации НАТО.
Спасать Варшаву от самой себя придется, очевидно, Берлину. Возможно, Москве. И, не исключено, Ватикану. Последний способен стать «уравновешивающим» элементом между немецким и российским политикумом в переговорном процессе. Папа Римский Франциск имеет хорошие отношения как с канцлером Ангелой Меркель, так и президентом Владимиром Путиным. Отметим также позицию Святого престола по текущей ситуации на Украине. Когда Radio Vaticana констатирует, что «Украина находится посередине двух гигантов (ЕС и России) и ей придется найти способ жить с обоими», за этим стоит определенный подход. По аналогии он может быть применен в отношении Польши.
Сегодня не обязательно нужны танки, чтобы влиять на ту или иную страну. Немецкие банкиры и промышленники оказались более эффективными – западная часть Польши подпала под их контроль. Продвижение далее на восток не такая уж трудная задача для них. Вместе с тем, пишет Gazeta Wyborcza, «если взглянуть на данные Главного статистического управления (GUS), можно с удивлением обнаружить, что Россия находится на пятом месте среди покупателей наших товаров, а экспорт на российский рынок за три последних квартала 2013 года вырос на 12,7%».
Германия и Россия движутся друг навстречу другу. В свое время Ангела Меркель выступила в поддержку предложения Владимира Путина создать единое экономическое пространство «от Лиссабона до Владивостока». Однако времена меняются, и, в перспективе, в этом возможном европейско-российском пространстве «от Лиссабона до Владивостока» не появится ли более плотное и насыщенное политически и экономически внутреннее подпространство «от Берлина до Москвы». Какую роль в нем будет играть Польша?
http://myoppositopinion.blogspot.com/2013/11/blog-post_6408.html