США "всегда были и всегда будут тихоокеанской нацией"
Последние два месяца США демонстрируют чрезвычайную активность в процессах построения Нового тихоокеанского мирового порядка. В октябре Конгресс США ратифицировал Соглашение о свободной торговле с Южной Кореей, которое должно устранить 95% всех пошлин во взаимной торговле, а главное – стать примером для дальнейшего углубления торговых (и не только) отношений Вашингтона со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Уже в ноябре, во время саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Гонолулу, Обама заявил, что США, Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Чили и Перу выработали общий подход к созданию зоны свободной торговли «Транстихоокеанского партнерства» (Trans-Pacific Partnership). Ожидается, что к этой группе стран позже присоединится и Япония. Тогда же Обама заявил, что США «всегда были и всегда будут тихоокеанской нацией»...
Ведь Китай, несмотря на мощный экономический рост, в военном отношении все еще сравнительно слаб: оружия много, но оно существенно уступает современным западным образцам. Особенно заметно отставание Китая на море: хотя титанические усилия правительства уже дают плоды, но количественно и особенно качественно китайский военный флот пока сильно уступает американскому. А ведь именно флот призван играть главную роль в обеспечении безопасности региона, в первую очередь – экономической. В связи с этим несостоятельна критика политическими оппонентами решения российского руководства закупить несколько военных кораблей за рубежом. Развитие собственного кораблестроения – дело, конечно же, нужное и перспективное, но мощный мобильный флот России нужен уже сегодня.
В контексте смещения мировой геополитической оси перспективными являются усилия России по усилению сотрудничества стран БРИКС. Россия, Китай, Индия и ЮАР географически частично окружают Азиатско-Тихоокеанский регион (составляющим которого де-факто является и Индийский океан). И хотя Бразилия не имеет прямого выхода к Тихому океану, скорое всего, она вместе со всей Южной Америкой будет принимать активное участие в транстихоокеанских вопросах.
Другим потенциально перспективным проектом России является Таможенный союз, призванный в будущем перерасти в экономический и военно-политический Евразийский союз. Поскольку ключевыми игроками Тихоокеанского мирового порядка будут более крупные державы, чем страны Европы, России необходимо усилить свой потенциал, чтобы иметь сопоставимый с США, Китаем, Индией и Японией ресурс. В этой связи углубление интеграции на постсоветском пространстве может дать России возможность компенсировать демографические проблемы и существенно увеличить ВВП.
Однако для завоевания места под Тихоокеанским солнцем России предстоит проделать огромную работу, в частности, включающую развитие дальневосточных регионов. В этом контексте позитивным является выделение около 15 млрд. долларов на развитие Владивостока в преддверье намеченной на 2012 г. встречи руководителей стран-членов Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Но регион требует более системного развития, поскольку вскоре он станет главным окном России в мир.
Что касается Евросоюза, то тревожным звоночком стало отсутствие его представителей на саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, прошедшем в этом месяце в Индонезии. Кроме членов ASEAN, а также Китая, Индии, Японии, Южной Кореи, Австралии, Новой Зеландии, на саммит прилетели представители США и России. А вот Европа от перспективных процессов сотрудничества самоустранилась. Зациклившись на сравнительно второстепенных экономических вопросах, Евросоюз рискует переместиться из центра на периферию всемирной геополитической игры. Такое положение может некоторое время быть вполне комфортным для европейцев, которые в случае восстановления социально-экономической стабильности смогут вести тихую и спокойную «пенсионную» жизнь...
http://www.inosmi.ru/politic/20111126/178522986.html
**
Военно-морской флот Китая должен "провести расширенную подготовку к войне"
На фоне растущей напряженности в регионе из-за морских споров и кампании США по самоутверждению в качестве тихоокеанской державы президент Китая Ху Цзиньтао во вторник дал распоряжение привести в боевую готовность военно-морской флот страны для военной борьбы.
Флот должен "решительным способом ускорить свой процесс трансформации и модернизации, и приготовиться к военной борьбе с тем, чтобы внести еще больший вклад в обеспечение национальной безопасности", сказал он. Обращаясь к мощной Центральной военной комиссии, Ху Цзиньтао заявил: "Наши усилия должны быть нацелены на решение вопросов национальной обороны и военного строительства".
Его комментарии, которые были размещены на сайте правительства, появились на фоне озабоченности США и соседей Пекина по поводу военно-морских амбиций Китая, в частности, в Южно-Китайском море. Несколько азиатских стран оспаривают части Южно-Китайского моря, в котором, как считается, есть огромные запасы нефти и газа, а Китай заявляет свое право на все море. Через этот регион проходит одна треть глобальной морской торговли. Вьетнам и Филиппины обвиняют китайские войска в нагнетании агрессии в данных водах.
В переводе комментариев Ху Цзиньтао официальное информационное агентство "Синьхуа" процитировало слова президента, который сказал, что военно-морской флот Китая должен "провести расширенную подготовку к войне".
http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/64507/
**
Противостоять "почти равноценному сопернику"
Китайские технологические достижения сопровождались изменениями в риторике части его военных. Воинственно настроенные китайские военные чиновники и аналитики давно обвиняют США в попытках сдерживания Китая в рамках "первой островной цепи", включающей Японию и Филиппины, имеющие договоры о взаимной обороне с США, и Тайвань, связанный с США законом о помощи в обороне. Теперь они заговорили об оттеснении США практически к Гавайям и предоставлении возможности ВМФ Китая свободно действовать в западной части Тихого океана, в Индийском океане и за его пределами.
"В пределах первой цепи островов у США есть четыре крупных союзника, с помощью которых Америка пытается уморить голодом китайского дракона, чтобы превратить его в китайского червяка", – заявил в сентябре на конференции генерал-майор Ло Юань, один из самых объективных китайских военных обозревателей.
Китай укрепил вооружённые силы ещё явно недостаточно для того, чтобы нанести поражение ВМС США в непосредственном столкновении. По словам американских чиновников, китайская стратегия пока что заключается в том, чтобы задержать прибытие вооруженных сил США на достаточно время для того, чтобы взять под контроль спорные острова или водные территории.
Публично такие лидеры Пентагона, как г-н Гейтс и адмирал Майк Муллен, бывший председатель Объединённого комитета начальников штабов, дают понять, что Соединённые Штаты хотели бы развивать более тесное военное сотрудничество с Китаем.
Негласно же Китай занимает центральное место в планировании. В 2008 году американские войска провели ряд учений под названием "Pacific Vision", во время которых испытывалась способность противостоять "почти равноценному сопернику" в Тихом океане. Эта фраза, как широко известно, в вооруженных силах является условным обозначением Китая.
"Моим общим стимулом был анализ обстановки в западной части Тихого океана в целом, – говорит генерал ВВС в отставке Кэррол "Хоуи" Чандлер, который помогал проводить учения. – И для меня не было секретом, что китайцы пытаются изолировать район, чтобы преодолеть наше преимущество в Тихом океане".
Во время тех учений проверялась способность США использовать воздушную мощь в регионе, как с наземных баз, так и с авианосцев. Лица, знакомые с ходом учений, говорят, что они проинформированы о стратегических замыслах относительно возможного конфликта с Китаем. Чиновники из Пентагона утверждают, что официальный план действий, названный "AirSea Battle", призванный разработать более эффективные способы ведения боевых действий в Тихом океане и противостояния новым видам вооружений Китая, в настоящее время находится в работе.
Военно-морской флот разрабатывает новые виды вооружений для своих авианосцев и новые самолеты, которые будут взлетать с них. На новом авианосце "Форд", катапульта, которая запускает реактивные самолёты с палубы, будет электромагнитной, а не паровой, что позволит быстрее взлетать самолётам.
Разрабатываются адаптированные к потребностям авианосцев дроны, которые позволят американским авианосцам оставаться эффективными на значительном расстоянии в открытом море, что рассматривается как крупное техническое достижение. Контр-адмирал Уильям Шэннон, который возглавляет службу беспилотных самолётов и ударных вооружений флота, сравнивает дебютный полёт дрона в прошлом году с первопроходческим полетом Юджина Б. Эли совершившим в 1911 году первую успешную посадку на военный корабль. "Я рассматриваю этот демонстрационный полёт ... как наше вступление в следующие 100 лет истории морской авиации", – сказал он.
ВВС нужен бомбардировщик дальнего действия для использования над Тихим океаном. Истребители флота и ВВС имеют сравнительно небольшой радиус действия. Без дозаправки в воздухе, авиакрыло сегодняшних авианосцев имеет эффективную дальность около 575 миль.
По утверждениям американских военных стратегов китайские субмарины, истребители и управляемые ракеты, скорее всего, вынудят авианосцы оставаться на удалении от китайского побережья.
"Способность действовать с дальней дистанции будет иметь фундаментальное значение для нашей будущей стратегии в Тихом океане", – говорит Эндрю Хойен, вице-президент "Рэнд Корпорейшн". – Неоюходим дальний бомбардировщик. С точки зрения приоритетов военно-воздушных сил, мне голову не приходит что-то более серьёзное".
США также принимают во внимание, что новые наземные базы распыляют военные силы и средства по всему региону. Президент США Барак Обама недавно объявил, что США будут использовать новые базы в Австралии, включая крупный порт в Дарвине. Вероятно, на многих из этих баз американское присутствие не будет постоянным, однако в случае конфликта США будут иметь возможность размещать там свои самолёты.
В свете военных достижений Китая и сокращения американского военного бюджета некоторые американские офицеры начали размышлять, не настало ли время переосмыслить стратегическую ставку государства на такие авианосцы, как "Форд". Успешная атака на авианосец может поставить под угрозу жизни ни много, ни мало 5 000 моряков – больше, чем все военные потери в Ираке.
http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/65434/
Няма коментари:
Публикуване на коментар