вторник, 29 ноември 2011 г.

Патриарх Кирил

Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал, что прибыл в столицу Армении по приглашению Святейшего Патриарха Католикоса всех армян Гарегина II для участия в собрании религиозных лидеров стран, которые некогда входили в состав Советского Союза, а теперь входят в СНГ. Главной озабоченностью религиозных людей – православных, мусульман, иудеев, буддистов, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл, сегодня стало разрушение нравственного начала в человеке:

"То, что происходит в душах людей, страшно. Мы говорим об экономических и политических кризисах, забывая, что все эти кризисы имеют своей причиной душу человека. Где грех, там разлад. Если грех внутри человека, будет разлад внутри человеческой личности, разлад в семье, обществе, государстве, во всем роде человеческом.
Верующие люди чувствуют, что действительно исчезает понятие греха. Современный человек не знает и не хочет знать, что такое грех, а, значит, с легкостью творит дела беззакония. И мы собрались в Ереване с тем, чтобы обсудить, что же делать дальше, как воздействовать на современного человека – будь то христианин или мусульманин, или кто-то другой – ведь все мы живем вместе, бок о бок друг с другом. Что сделать для того, чтобы сохранить душу человека, чтобы каждый старался исполнять Божий закон настолько, насколько он понимает".

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=51721

**

1 января 2012 года, в неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.Ru...

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Святейший владыка в частности сказал:

"Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с неделей святых отец и с наступившим Новым годом!
Неделя, посвященная отцам, – тем, кто предшествовал Христу Спасителю по плоти, – обращает наше внимание на очень важную тему – тему смены поколений, тему движения исторического времени. Наверное, замечательно, что эта неделя совпала с первым днем нового года, потому что переход символической линии, которая отделяет одно лето от другого, один год от другого, заставляет задуматься о течении времени даже тех, кому несвойственно задумываться о вещах, не связанных с их повседневной жизнью, – когда бьют куранты и когда перелистывается страница календаря, открывающая новое лето.

Смысл времени и смысл истории – это великие смыслы. Проникая в эти смыслы, человек реально мыслящий, способный оторваться от стереотипов, навязанных извне, не может не соприкоснуться мыслью своею с вечностью, с Богом. Сегодняшнее совпадение двух событий дает нам возможность поразмышлять о том, что же является смыслом истории. Мы слышали сегодня в Евангелии от Матфея перечисление имен 42 поколений (см. Мф. 1), что предшествовали Христу Спасителю. А в послании апостола Павла к Евреям он говорит о вере, о вере праотцев и отцев, о вере Авраама, Исаака и Иакова, о вере Моисея, о вере Иосифа, о вере Гедеона и Варака, о вере Самсона и Иеффая, Давида и Самуила (см. Евр. 11). И это соединение двух чтений помогает понять, что в центре – не просто смена человеческих имен, а нечто куда большее, потому что благодаря этим личностям и этим именам хранилась и передавалась из поколения в поколение истинная вера в Бога. И именно потому мы вспоминаем этих святых мужей, предшествовавших Господу, называемых праотцами и отцами, потому что они были отцами не только по плоти, но и по духу, храня веру в истинного Бога, и передавали ее из поколения в поколение.
Если взглянуть на общую или, как мы называем в науке, гражданскую историю, то в этой истории нет ничего подобного. Вся история связана с великими именами правителей, полководцев, вся история связана с борьбой, и высшей ценностью этого исторического процесса является успех, по разному понимаемый и по-разному претворяемый в жизни, – то ли успех личности, то ли успех страны, то ли успех целой империи.

Вся человеческая история соткана из побед и поражений во имя человеческого успеха. История, которой принадлежали святые праотцы и святые отцы, – это история хранения веры, и она называется иначе – она именуется священной историей. Но если кто-то подумает, что существует две параллельные истории – история священная и история общая, гражданская – то он ошибается. Разница только в том, что ценности человеческой истории не являются ценностями священной истории. Там речь не идет об успехах, там не возвышаются человеческие личности в соответствии с тем, сколько они завоевали земель или какое могущественное государство они построили. Соломон построил самое мощное израильское государство, и Храм построил, но он в стороне от этой священной истории. А вот отец его Давид, пророк, который не сделал столько, сколько Соломон с точки зрения внешней картины жизни, – он в этой священной истории.
Священная история вплетена в историю человеческого рода. Один и тот же человек может быть героем и одной, и другой истории. Если общечеловеческая история имеет своими героями тех, кто был успешен, то в священной истории мы поклоняемся тем, кто осуществил заветы веры, тем, кого мы называем святыми. Святые – подлинные герои священной истории.
Нередко бывало так, что герои священной истории становились героями человеческой истории. Мы знаем эти имена на примере Руси – мужественные защитники и собиратели земли нашей одновременно были благоверными князьями, а нередко, принимая схиму в конце жизни, – и схимонахами. Так священная история не только переплеталась с историей общей, но и проникала в эту человеческую историю, и тогда достигался самый большой успех. Бог споспешествовал трудам святых, которые с Его именем совершали земную историю. Мы знаем их победы, их подвиги, их человеческий успех, но что бы он означал, если б он был оторван от сокровищ и ценностей священной истории? Когда одно проникает в другое, когда Божественное оплодотворяет человеческое, – только тогда удается достичь тех целей и покорить те вершины, которые невозможно покорить, если обычная человеческая история отрывается от истории священной.

Все эти размышления приводят нас к простому заключению. Что же происходит сегодня? Сегодня в этой внешней человеческой истории успех часто достигается греховными и даже преступными способами. И мы знаем, что происходит это потому, что в ткань современной истории все менее и менее вплетается история священная. Отсюда и роковые ошибки, и заблуждения – и больших и малых, и заметных и совсем незаметных, и сильных и слабых, и богатых и бедных. Сегодняшний день напоминает нам о том, что человек достигает успеха – не только земного, но и того, который является ценностью священной истории, – только тогда, когда ценности и цели этой истории не перестают быть для него жизненными ценностями.
И в первый день нового года мы молимся о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея, о всей исторической Руси, чтобы народы наши не потеряли способность сохранять ценности священной истории, ценности веры, ценности святости, включая их в ткань современной жизни. Только тогда мы обретем мир, покой и благоденствие. И никакое разделение одного и другого, чем бы оно ни оправдывалось, неспособно помочь человеку достичь подлинных целей и ценностей земного бытия, которые одновременно являются ценностями и Царствия Божия.

Пусть пример святых отцов, память которых мы сегодня почитаем, пусть совпадение памяти этих святых мужей с первым днем високосного 2012 года поможет и нам научится сопрягать священную историю с нашей повседневной жизнью. Верим, что тогда Господь приклонит к нам Свою милость, ибо только святость жизни людей и способна по-настоящему – не призрачно, но реально – оплодотворить жизнь нынешнего века. Аминь".

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=52418

**

4 февруари 2013

«...А самое опасное для души человека — это сравнивать себя с другими, что чаще всего мы и делаем, когда говорим: «Конечно, я грешный человек», а в душе сравниваем себя с другими — как нам кажется, еще более грешными. Мы сравниваем себя с неверующими и говорим: «Вот они в Бога не верят, а мы верим». Мы сравниваем себя с людьми распутными и говорим: «Посмотрите, как они страшно живут, а у нас семьи, мы храним верность, мы лучше них». Мы сравниваем себя со всеми, о ком повествуют нам телевидение и СМИ, о тех ужасных людях, которые совершают преступления, и многие из нас говорят: «Мы же не такие — конечно, грешные, но не настолько». Наверное, апостол Павел мог с большим, чем мы, основанием сказать: «я не такой, как другие». Он был очень честен перед Богом, перед собой и перед другими, и у него хватило мужества сказать: «Я не меньший, чем другие апостолы», хотя он не был среди Двенадцати. Он твердо это сказал, свидетельствуя, в том числе, и перед другими апостолами. Он не был человеком робкого десятка — он был человеком принципиальным, мужественным. Мы знаем, что жизненная позиция апостола в провозглашении слова Божия привела его к гибели, к насильственной смерти. И когда он говорит «я первый среди грешников», это не вежливость, не политкорректность — это удивительный пример самоанализа и самооценки вне зависимости от оценки других людей».

«Господь действительно пришел спасти грешных. От чего же Он пришел их спасти? Очень часто в наших учебниках догматики говорится, что Господь пришел нас избавить от первородного греха, и это правильное утверждение. Но апостол, обращаясь к Тимофею, не говорит, что Христос Иисус пришел избавить нас от греха наших прародителей. Он говорит, что Христос пришел спасти грешных. Мы знаем, что Своей Кровью Спаситель искупил тот самый первородный грех, снял с нас вину за этот грех. Никто из нас, представ пред лицом Божиим, не будет отвечать за грех Адама и Евы. Мы будем отвечать за свои собственные грехи, потому что за тот грех и за последующие грехи рода человеческого Сын Божий ответил пред Богом, пред Божественной справедливостью, понеся страшную казнь и искупив тот самый грех Своею Кровью. А пришел он спасти грешных от их собственных грехов».

«Грех — это жернов на нашей шее, который тянет в пучину морскую, который не дает человеку оторваться от земли, который придавливает его своим весом. Грех — это то, что подрезает крылья человеку, не дает ему взлететь, не дает достичь тех высот, которых он так хотел бы достичь. Господь пришел нас избавить от власти нашего собственного греха, и Он совершил эту миссию спасения. Но мы знаем, что все, что совершил Господь, автоматически, магически на людей не распространяется. Величайшая ошибка многих христиан в том, что они считают, что Бог нас спас и больше ничего не требуется. Требуется! И апостол Павел, говоря сегодня о том, что Господь пришел, чтобы спасти грешников от их собственных грехов, указывает на самое важное: «Я первый среди этих грешников». Он говорит об условии принятия спасения: только если мы осознаем, что мы грешнее других, если мы способны, проведя эту внутреннюю исследовательскую работу, докопаться до глубин наших жизненных неудач, осознать силу нашего личного греха, только тогда спасение, которое Господь принес всем грешникам, распространится также и на нас»...

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=59130