вторник, 18 септември 2012 г.

за България


Интервью с Леонидом Решетниковым (29 октября 2010)

– Леонид Петрович, опубликованное в интернет-газете «Столетие» Ваше интервью «Болгары никогда не предавали Россию» http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/leonid_reshetnikov_bolgary_nikogda_ne_predavali_rossiju__2010-03-03.htm вызвало множество комментариев и подняло, как нам представляется, целую волну весьма негативных комментариев по отношению к Болгарии и болгарам… Отвечая на них, Вы написали, что причина столь яростной дискуссии в том, что на обсуждение были вынесены не столько болгары, сколько русские – их беды и чаяния, и что Болгария стала своеобразным зеркалом для самих россиян… В первом интервью Вы даже задаете такой вопрос: «А за что нас сегодняшних любить?..». Неужели все те изменения, которые происходят в России, не пошли на пользу стране и людям? Агрессия, или как Вы пишете «чужебесие» – отличительная черта и российского, и болгарского общества… Но не кажется ли Вам, что у России все-таки больше опорных точек для ответного удара? Какой видится Вам сегодняшняя Россия – возрождается ли она экономически и духовно? И в чем причины процессов, протекающих в стране именно таким образом?

– Вы задали Вопрос, ответ на который требует серьезных и, наверное, долгих размышлений. И все-таки я попробую… Сразу хочу сказать, что по смыслу «агрессия» и «чужебесие» – слова разные. Чужебесие – это когда человек, народ так «заражается» чужой культурой, традициями, порядком, что начинает их навязывать несогласным, в том числе силой, напрочь забывая о своем, родном, Богом данном. Считаю, что такая болезнь охватила российское общество, прежде всего образованную его часть, в конце XIX – начале XX века. Заразные процессы развивались, конечно, более длительное время, но именно в упомянутый период они стали болезнью.

Аристократия, дворянство, служилый слой, разночинцы в своем большинстве с вожделением смотрели на Европу, видя в ней образец для подражания как в культурном, так и в политическом и экономическом плане. Православная цивилизация, носителем которой была императорская Россия, казалась им отсталой, не способной воспринять прогресс. Некоторые круги в своей критике шли до конца, отрицая Россию как таковую и выдвигая полубредовую идею всемирного социалистического отечества. Чем это вызывалось? Апостасией, отходом от Бога, от веры под воздействием значительного повышения жизненного уровня населения во второй половине XIX века. Многие не выдерживали испытания богатством или достатком, многим захотелось отбросить строгие моральные правила, жить охольно (тогда это называлось «свободно»), пойти по пути, по которому уже двинулась Франция и другие европейские страны. Мешала монархия, уж слишком много обязанностей накладывала она на образованный класс. Прежде всего, обязанность беззаветно служить России.

В результате – военный заговор в разгар мировой войны и февральский государственный переворот 1917 года. Это была страшная беда для России, ее народа. Осуществлялась попытка смены тысячелетнего цивилизационного кода нашей страны. Ведь Россия не была ни Европой, ни Азией. Это отдельная, самобытная цивилизация, в ряде своих черт творчески переработавшая византийское наследие. Эта попытка совершалась при прямом участии западных стран, прежде всего Англии, а также Франции и США. Когда, разрушив государственное управление и внеся смуту в головы и души народа, февралисты поняли, что им не удается перевести Россию на «европейские рельсы», они вынужденно «умыли руки», уступив место наиболее радикальным и разнузданным перестройщикам. Те взялись ломать цивилизационный код с исступлением и дикой яростью. Однако большевистская программа провалилась довольно быстро, если мерить историческими мерками – к середине 60-х годов. Потом лишь стремились удержать то, что, благодаря жесточайшим репрессиям, как-то слепили.

В 1991 году все рухнуло. Казалось, русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались «новые февралисты». Ельцину достаточно было облететь на вертолете статую Свободы, чтобы уразуметь, куда вести Россию. Началась очередная перенастройка нашего цивилизационного кода. И опять нагло, агрессивно. Представляете, что происходило в головах русских (безусловно, и в головах других народов России, но сейчас говорю о наиболее многочисленном из них) из поколения в поколение, из рода в род. В 2000 году этот процесс приостановлен, потому что стало ясно – вновь быть большой беде, Россия не выдержит.

Вы спрашиваете, пошли ли на пользу людям те изменения, которые происходят в России? Если брать в качестве отправной точки 2000 год, то в общем да, мы получили в определенной степени передышку, есть немного времени осмотреться, подумать и решить куда двигаться. Оба пути, которые предлагаются либералами и коммунистами, уже пройдены, и возврата на них быть не должно, если мы не хотим превратить Россию в слепую лошадь, которая бредет по кругу, ничего не соображая. Кстати, и в России, и в Болгарии, да и во всех восточноевропейских странах, находившихся под властью коммунистов, многие мечтали о демократическом пути развития своей родины по образцу Европы. Но представления о европейской демократии, культуре у них были образца 20-х – 30-х годов XX века. Пока мы барахтались на стройках коммунизма, Европа ушла далеко, хотел сказать… вперед, но думаю, точнее будет, просто далеко. Сегодня Европа с ее размытыми нравственными критериями, с потерей вкуса к культуре и искусству, закостенелой бюрократией, с лицемерием и двойными стандартами в политике (внешней и внутренней) вряд ли вызывает у думающих представителей российского общества прежние восторг и желание следовать за ней. Конечно, школьникам старших классов, «вечным» студентам, той части молодежи, которая смысл своей жизни видит только в том, чтобы было как можно больше «бабла», это может и нравится, но будем надеяться, что жива еще творческая часть русской нации.

Бесспорно, у России есть опорные точки для возвращения на естественный, Богом ей определенный, цивилизационный путь развития. Для этого необходимо объективно оценить прошлое, содеянное. Без оговорок и оправданий. России дано все, чтобы быть самостоятельной цивилизацией – огромные природные богатства, территория, талантливые и жизнестойкие русский и другие народы, ее населяющие, и самое главное – православная вера (а для мусульман и иудеев вера в Единого Бога). Нести в мир свет нашей веры, наш взгляд на справедливость и нравственность, на жизнеустройство – вот миссия России, вот наша национальная идея, которую днем с огнем ищут почему-то в здравоохранении, в спорте, в военной мощи…

Очень много и часто в последнее время говорят о духовности, подразумевая под этим театры, музеи, вернисажи, карнавалы, парады оркестров (слава Богу, сюда пока не включают парады геев). Но это к духовности не имеет отношения. Духовность – это значит, по меньшей мере, стремиться жить со Святым Духом в сердце, жить по Божьим заповедям. Если русские вернутся на этот путь, хотя бы в значительной части нации, тогда и Россия будет возрождаться как великая страна, предлагающая иной маршрут развития.

– Как, по Вашему мнению, должна вести себя сегодня Россия по отношению к Болгарии? Вы являетесь директором Российского института стратегических исследований. Долгосрочная стратегия развития России, ее отношений с другими странами, вероятно кроет в себе и разработку определенного механизма действий и той или иной модели поведения? Занимается ли Ваш институт этими вопросами? По каким наиболее актуальным темам работают сегодня сотрудники института? Что такое работа на имидж России в сегодняшних условиях? И что не удается осуществить на поприще «позитивного имиджа России за рубежом»? Почему о стране в большинстве случаев говорят в негативных тонах и красках?

– Россия должна вести себя спокойно. Ведь то, что происходит сейчас в Болгарии, в миниатюре напоминает процессы, происходившие или происходящие в нашей стране. По моему убеждению, Божественная миссия Болгарии – помогать России в ее историческом служении, идти вместе с ней, служить вместе с ней. На начальном этапе Болгария сыграла очень важную роль в формировании цивилизационной миссии России. С ее помощью к нам пришло слово Божие. В 70-х годах XIX века русский народ, восприняв трагическую судьбу болгар как свою собственную, достиг высочайших вершин нравственного, духовного подвига на Шипке, у Плевны, Старой Загоры, Шейново…

Многие десятилетия враги России стремились оторвать от нее Болгарию. Смею утверждать, что ни за одну страну Восточной Европы Запад так не боролся с Россией, как за Болгарию. Думаю, это происходило потому, что значительная часть болгарского народа, если не большинство, осознанно или подсознательно понимала Божественную предопределенность быть вместе с русским народом. Когда же русские свернули со своего пути, отказались от своей миссии, болгары тоже лишились стержневой идеи. Вот что я имел в виду в своем интервью, утверждая, что болгары нас не предавали и спрос за все, что происходило в наших отношениях, прежде всего с русских. Хотя и у болгар своя доля ответственности.

Сегодня болгарское руководство стремится вписать Болгарию в современное, постхристианское европейское сообщество. Что ж, вольному воля. Но уверен, что это ошибочный путь, он ведет страну к потере национальной идентичности и самобытности, к умиранию тысячелетней болгарской культуры, исчезновению веры, всего того, что делало болгарина болгарином, а Болгарию Болгарией. Кому это нужно? И богатой Болгария в Европе не будет, даже если все распродаст иностранным компаниям. Ведь проблемы Евросоюза очевидны, и еще не известно, как и за счет кого он будет их решать.

Российский институт стратегических исследований занимается анализом политических, экономических, военных, гуманитарных процессов в различных регионах мира. Свои материалы, научные разработки, выводы и предложения мы стремимся доводить до политикоформирующих кругов нашей страны, до широких кругов общественности. Институт издает свой Журнал «Проблемы национальной стратегии», многое публикуется на сайте РИСИ, в отдельных сборниках и монографиях. Работаем ли мы на улучшение образа России? Скорее, мы работаем на Россию, на страну, которая должна идти своим, творческим путем, заимствуя лишь то, что вписывается в наше, русское представление о мире, о добре и зле, о жизненном устройстве. Если у России будет такой образ, то его не надо будет улучшать.

Говорят же о стране в большинстве случаев в негативе по двум причинам. Во-первых, у нас действительно немало проблем, прежде всего из-за продолжающейся разрухи в головах. Во-вторых, многие, кто говорит только в черных красках, принадлежат к той категории людей, которые десятилетиями навязывали России различные «измы», не давая ей быть собой. Вот и сейчас, в момент выбора, они стремятся вылить на нас ушаты грязи, сбить народ с толку, оказать давление, чтобы не позволить ему сделать правильный шаг.

– Вы – глубоко религиозный человек. И Вы, вероятно, опытно знаете, что жизнь течет по своим духовным законам, которые часто не имеют ничего общего с нашими планами и амбициями. Как исцелиться от этого незнания целому обществу, прошедшему столь жестокий путь самоотречения от своих истоков, тому самому обществу, которое не знает внутреннего страха, забыло, что значит быть великодушным и прощающим? Или все, что происходит вокруг нас – это уже запущенный процесс, который невозможно повернуть вспять?

– Трудно, практически невозможно определить степень религиозности того или иного человека, в том числе самого себя. Одно могу сказать: последние лет двадцать своей жизни стремлюсь жить с Богом, находиться в духовной ограде Русской Православной Церкви. Кстати, мое воцерковление произошло в 1991 году в Болгарии. До этого я несколько лет считал себя верующим, но в церковь только захаживал, т.е. был не прихожанином, а «захожанином». Думаю, что это болезнь многих людей, особенно причисляющих себя к интеллигенции. Ведь вообще неверующих немного, в основном к ним принадлежат люди закостенелые в своих взглядах, не способные мыслить или с совсем окаменевшими сердцами. Большинство-то и в России, и в Болгарии осознает или чувствует наличие Высшей Силы, но в суете жизни, в погоне за «хлебом насущным» (для некоторых он выражается в миллионах долларов) не хотят остановиться и прислушаться, что говорит Господь.

Человек на каком-то подсознательном уровне понимает, что если он это сделает, то придется перестраивать свою жизнь, самого себя, отказываться от многого, к чему привык. В принципе он устроился в этой жизни со своими страстями, грехами, слабостями, научился их прощать или даже вовсе не замечать и стал верховным судьей себе и другим. Отсюда традиционные отговорки – наверное, что-то есть на небесах, но неизвестно что точно, а кто доказал, что Иисус Христос действительно был на земле, а зачем идти в церковь, если многие попы грешники, мне не нужны посредники между мной и Богом – и всякая прочая галиматья, которую сотни лет повторяет неразумные. Одна великая старица, святой жизни человек говорила мне в Болгарии: в конце концов, все люди приходят к Богу, только некоторые за несколько секунд до смерти, а это может быть для них слишком поздно.

Нам – русским, болгарам – нельзя оказываться в числе опоздавших. Бог избрал нас, чтобы нести свет православной веры, и мы не вправе отказываться от этой миссии, предавать Господа. Мы же видим, что случилось с нашими странами, нашими народами в результате измены Божественному промыслу. Какие уроки нам еще нужны? Какие еще испытания должны обрушиться на нас, чтобы русские и болгары перестали ставить перед собой ложные цели, служить своим амбициям и страстям? Вы очень хорошо сказали о «жестоком пути отречения от своих истоков», об «обществе, не знающем внутреннего страха». Абсолютно точные формулировки причин происходящего ныне с Россией и Болгарией. Процесс действительно запущен, процесс деградации, разложения. Он, по-видимому, должен дойти до своего логичного конца. Пока не отомрет все то, что наворочено за последние сто лет в России, подлинного возрождения и процветания не будет. Да, уже сейчас у нас заметны ростки духовной реставрации, но они разовьются во всю мощь только тогда, когда полностью погибнет все старое, привнесенное, чужое.

Думаю, что России еще предстоят немалые испытания, прежде чем она выйдет на путь реализации своей национальной идеи. Но она обязательно выйдет. Если нет, то тогда конец истории, которая продолжается, если в мире есть альтернативы. Не вижу, кто, кроме России, мог бы предложить альтернативу единственной на сегодня глобализационной англо-саксонской модели. А окончательная победа глобализации – это и есть конец истории.

– Леонид Петрович, Вы – признанный знаток сложных и неоднозначных проблем, которыми живут сегодня Балканы. Ведь, кроме Болгарии, Вы работали в Югославии, в Греции, бывали в Хорватии, в Албании, в Румынии и в соседних с Балканами странах – Турции, Италии, Австрии… Какие наиболее характерные, по Вашему мнению, процессы происходят сегодня в Болгарии?

– Балканы действительно лет 40 являются зоной моих профессиональных и личных интересов. Придерживаюсь той точки зрения, что Болгария тесно связана с Россией, в том числе на духовном уровне, и все происходящее в ней похоже на российские дела, конечно, со своей спецификой. Поэтому сказанное выше в той или иной степени относится и к Болгарии, и к болгарскому народу. Знаю, что многие со мной не согласятся, но это мое убеждение. Повторюсь, болгары, как и русские в новое время совершают больше ошибок, чем принимают верные решения. Проблема в забвении критерия Истины, данного нам Богом. Без этого критерия невозможно четко определить, где добро, где зло, что полезно человеку, народу, а что ему во вред. Этим пользуются разного рода проходимцы, провозглашающие себя спасителями отечества, но не имеющие за душой ничего, кроме желания править и богатеть любой ценой, в том числе и через продажу национальных интересов таким же зарубежным «спасителям».

– Мы хотим припомнить Ваши слова о том, что мы (то есть Россия) «бросили всю Восточную Европу, мы от нее отказались…». Считаете ли Вы, что был возможен иной сценарий развития событий? Разве было у тогдашней России достаточно экономической и интеллектуальной силы, чтобы изменить состоявшийся сценарий, или Вы не верите в сценарий, скажем, того же Збигнева Бжезинского? Сегодняшние отношения России и Болгарии не строятся ли на решениях, принимаемых в том числе и за пределами двух стран? Насколько ощутимым и определяющим в мировых процессах сегодня является этот самый фактор силы?

– Когда пала Советская власть, были некоторые надежды, что новый режим не пойдет по пути западноевропейского либерализма, а начнет постепенный поворот к возрождению традиционной, исторической России. Но этого не произошло в силу ограниченности интеллектуальных возможностей и знаний бывшего секретаря Свердловского обкома партии, возглавившего страну, его молодежного либералистического окружения, слабости на тот момент Русской Православной Церкви. Надо иметь в виду, что в СССР преследование всего того, что хотя бы как-то напоминало о возможности «третьего пути», осуществлялось значительно жестче, чем в отношении прозападных диссидентов. Недаром пресловутый Бжезинский заявлял, что после падения коммунизма единственным врагом Запада в России является Русская Православная Церковь. Поворот Москвы к исторической России мог бы оказать влияние и на настроения в странах Восточной Европы. Во всяком случае, не все они так рьяно бросились бы в НАТО.

Бжезинский и ему подобные могут писать какие угодно сценарии, но реализовать их возможно, если мы сами это позволим. К сожалению, в силу указанных выше причин и русские, и болгары оказываются безоружными перед лицом таких сценариев. Наше оружие мы давно бросили и все еще не хотим поднять его и почистить. «Оружием обыдет тя Истина Его». Это из 90-го псалма. Конечно, внешние силы пытаются активно вмешиваться в дела интересующих их государств. Это всегда было и будет. Но их успех обеспечен лишь тогда, когда мы внутренне слабы, а тем более безоружны.

– В России этот год проходит под знаком 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. В одном из своих недавних интервью Вы сказали о том, что Европа могла бы иметь совсем другую политическую модель, и что затягиванию гаек в освобожденных Красной Армией странах во многом поспособствовал Запад и Америка. Поделитесь, пожалуйста, Вашей точкой зрения.

– Победа стала возможной только потому, что война для русского и других народов Советского Союза стала действительно Отечественной. Народ поднялся защищать не режим, а Родину, самого себя от национального гнета и уничтожения. У коммунистического режима накануне войны было много противников. Значительная часть населения считала его чужим. Отсюда столько репрессированных, замученных в лагерях ГУЛАГа. Немало было и таких, кто никак не проявлял свое негативное отношение к режиму, но в сердце его не принимал. Если бы руководство СССР во главе со Сталиным не призвало к защите Отечества, а не только социалистического строя, не ввело в пропагандистскую лексику слова и представления из идейного багажа исторической России, не смягчило свое отношение к церкви, не ограничило политические репрессии, то вряд ли оно смогло бы сплотить народ на тот беспримерный подвиг, который он совершил в Великую Отечественную войну.

Объективный анализ исторических процессов в СССР, впервые вводимых в научный оборот архивных документов показывает, что уже в 30-е годы Сталину стало ясно, что тот строй, который установили большевики, может держаться лишь на постоянных репрессиях, жестком, а точнее, жестоком внутреннем курсе. Серьезные отступления от него вели к падению режима. Но и бесконечное продолжение репрессий также неизбежно вело к краху. Сталин, безусловно, искал решение, но не мог его найти. Все неправедно возникшее, основанное на крови народа, должно было самоуничтожиться. Но война давала некоторый шанс, в том числе во внешнем плане. Возникли союзнические отношения с Англией и особенно с США. Между Сталиным и Рузвельтом сложилось даже нечто похожее на доверительность. Лидер Советского Союза прекрасно понимал, что после Победы придется поднимать лежащую в руинах страну. Народ просто мог не выдержать новых тяжелых испытаний и знакомого до боли сталинского курса «делай через не могу». Сталин реально рассчитывал на западную, прежде всего, американскую, экономическую помощь. Тем более переговоры в позитивном для СССР духе у Сталина с Рузвельтом прошли и в Тегеране, и в Ялте.

Естественно, что в Кремле было понимание и того, что за возможный «план Маршалла» надо будет платить. В качестве такой платы Сталин выбрал Восточную Европу. Получив ее в результате активных и самоотверженных действий Советской Армии с одной стороны, и нежеланием западных союзников вести широкомасштабную войну на европейском континенте, дабы избежать существенных потерь, с другой, Сталин пытался предложить Вашингтону и Лондону своеобразный размен.

В странах Восточной Европы Кремль устанавливает особые, отличные от советского, режимы. Объявлялось о сохранении многопартийности, средней и мелкой частной собственности. В 1944-45 годах в беседах с Димитровым, Берутом, Готвальдом, другими восточноевропейскими лидерами Сталин настойчиво советовал им бездумно не копировать советский опыт строительства государства, учитывать местную специфику, развивать «народную демократию». Какой-то элемент игры здесь, наверное, был, но по большему счету речь шла о суровой необходимости серьезных изменений в курсе на строительство социализма.

Думаю, что если бы Запад по достоинству оценил эту вынужденно протянутую Кремлем руку и пошел на оказание СССР масштабной экономической помощи, то процесс перерождения сталинского коммунистического режима начался бы еще в 1946 году. Но началась «холодная война» – Рузвельт внезапно умер, к власти в США пришел знакомый нам по недавнему прошлому «дуболомный» вариант в лице Трумэна, что весьма обрадовало Черчилля. Дело, конечно, не только в этих персонажах, а в политических и финансовых кругах, которые они представляли. По-видимому, те решили, что в тот момент, когда в Советском Союзе в результате победы державническая линия заставила потесниться коммунистическую, оказание русским серьезной экономической поддержки может привести к появлению на мировой арене мощного экономического, а затем и цивилизационного конкурента.

Запад пошел по проторенному пути – объявил Советский Союз угрозой миру, свернул и не давал развиваться связям в экономике. Практически началась своего рода блокада СССР. Расчет был прост – Сталин от безысходности вынужден будет вновь проводить линию на затягивание поясов и расправу с несогласными и неугодными. В этих большевистско-коммунистических конвульсиях страна дойдет до такого состояния, что ее можно будет брать «голыми руками». Так и получилось. Или почти так.

– Экономическая безопасность России является важным направлением научно-исследовательской деятельности РИСИ. Доступны ли и насколько доступны выводы и рекомендации специалистов института для более широкой публики или доступ к ним имеют лишь руководители страны?

– Наш институт не единственный в России. Есть и другие научные и экспертные центры, которые занимаются разработкой проблем национальной безопасности России, защиты ее национальных интересов. Нынешнее руководство России, в отличие от ситуации 90-х годов, не говоря уже о советском периоде, проявляет большой интерес к изысканиям на этих направлениях. Причем очевидна заинтересованность в разных точках зрения, в альтернативных взглядах и проектах. Это обнадеживает, значит, идет поиск. Но времени у России немного, как, впрочем, и у Болгарии, да и у других стран, даже, на первый взгляд, стабильных. Мировой финансовый и экономический кризис, разразившийся недавно, это лишь грозное нам предупреждение. Пора заканчивать поиск и определяться.

И кто бы здесь сколько не искал дорогу,
Свернет он к Верху, прочее забыв.
Куда идти в России, как не к Богу
Во все другие стороны – обрыв.

Это строчки из стихотворения современной русской поэтессы Елены Исаевой. Поэтическое сердце часто лучше чувствует, где Истина.

(Леонид Решетников

Директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонид Решетников родился 6 февраля 1947г. в Потсдаме (ГДР) в семье военнослужащего, в 1970 году окончил исторический факультет Харьковского государственного университета. С1971 по 1974 год обучался в аспирантуре Софийского университета (Болгария) и в 1974 году защитил диссертацию, став кандидатом исторических наук. С 1974 по 1976гг. работал в Институте экономики мировой социалистической системы АН СССР. С апреля 1976 года по апрель 2009 года – во внешней разведке. Последняя должность – начальник Информационно-аналитического управления, член коллегии СВР России, генерал-лейтенант. 29 апреля 2009 года Указом Президента Российской Федерации Решетников Леонид Петрович назначен директором Российского института стратегических исследований. Владеет сербским и болгарским языками, может объясняться на греческом. Имеет государственные награды и награды Русской Православной Церкви. Руководит Попечительским советом Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. Имеет ряд публикаций по темам советско-болгарских отношений в 1917-1945гг., российской эмиграции в Греции, Болгарии, Югославии после гражданской войны в России, по современной политической обстановке на Балканах.)

http://atnews.org/news/okonchatelnaja_pobeda_globalizacii_ehto_i_est_konec_istorii/2012-09-18-4506

**

3 март 2010

Мы встретились с Л.П. Решетниковым, генерал-лейтенантом Службы внешней разведки запаса, в связи с многочисленными откликами читателей на беседу со Станкой Шоповой «Американцы строят военную базу, а Россия - нашу "Камчию"», недавно опубликованной в «Столетии». Станка Шопова - наш болгарский друг, год за годом она масштабно и талантливо трудится, преодолевая отдаление – культурное, ментальное, экономическое - между Россией и Болгарией. Отдавая должное Станке Шоповой и ее усилиям, большинство читателей, однако, высказалось в том смысле, что доверять «болгарским братушкам» ни в коем случае нельзя – предадут и ударят в спину.

Л.П. Решетников проработал на Балканах почти шестнадцать лет. Семь лет в Болгарии – сначала учился, затем защитил в Софийском университете диссертацию по истории, потом работал. Кроме того, он пять лет прожил в Югославии, три - в Греции, бывал в Хорватии, в Албании, в Румынии и в соседних с Балканами странах – Турции, Италии, Австрии… Леонид Решетников - признанный знаток сложнейшей балканской проблематики.

- Леонид Петрович, по поводу наших отношений с Болгарией есть два мнения.

Первое, распространенное сегодня: болгары обязаны нам своим освобождением от турецкого господства и установлением болгарской государственности. Но они, вместо благодарности, воевали против нас в обеих мировых войнах. А теперь, когда Россия ослабла и не может экономически поддерживать Болгарию, они тут же отвернулись от нас, вступили в НАТО. Болгары - предатели, потребители и народ, не имеющий понятий о долге и национальной чести.

Второе мнение не столь распространено: болгары воевали против России в обеих мировых войнах потому, что 130 лет тому назад, когда была установлена болгарская государственность, над ними, - по настоянию Бисмарка, - был поставлен царь–немец по происхождению. Естественно, когда возник вопрос, на чьей стороне воевать Болгарии, он решался вовсе не всеболгарским референдумом, а волей монарха-немца.

- Первое, что меня особенно задело в этих откликах на беседу со Станкой Шоповой, так это утверждение, что «болгары нанесли нам удар в спину» и «болгары нас предают».

Кто эти «мы», которых они предают? Кого предают болгары?

- Нас, русских, надо полагать.

- А сами русские разве не предали двадцать пять миллионов своих же русских – на Украине, в Казахстане, в Белоруссии и так далее, - лишив их российского гражданства и оставив за пределами родины, когда развалился Советский Союз?

- Но народ на референдуме высказался против развала Союза...

- Однако потом поддержал приход к власти разрушителей страны – пассивно или активно – это не так важно. В результате мы своих бросили! Так каких это «нас», какую Россию предали сегодня болгары?

Это Советский Союз и последующая Россия предали болгар. И чехов, и поляков… Там везде были наши друзья – в Болгарии, к слову, их было больше, чем где бы то ни было. А мы всех их предали. Сдали Хонеккера, сдали Живкова, который содержался под арестом и умер под арестом. Да, они были коммунистами, но это были наши друзья.

Те, кто теперь говорит о болгарском предательстве, должны помнить, что предатели, прежде всего, мы сами. И предали своих. И бросили всю Восточную Европу, мы от нее отказались.

Был русскими в XIX веке совершен подвиг – они пролили свою кровь ради освобождения братского единоверного народа - болгар. Это был подвиг всего народа: русского воинства, солдат, офицеров, подвиг дворянства, русского царя – это был уникальный в истории подвиг нашей страны.

Уверен, что критики сегодняшней Болгарии толком не знают этой истории, не знают вообще русской истории до Октября.

- Но русская история при большевиках вообще была во многом запрещенным знанием. Справедливо ли нам теперь так уж винить народ?

- Тогда не надо огульно винить другой народ, рассуждать о том какой он плохой, предательский. В этот момент не мешало бы посмотреть на самих себя и убедиться, что далеко не всегда, особенно в последние сто лет, мы были на высоте. Тем более это полезно делать, когда речь идёт об отношении к братскому славянскому народу.

- Мне приходилось в Софии, в писательских кругах слышать мнение, что болгары вовсе и не славяне...

- Эта «теория» вбрасывалась в сознание болгарского общества ещё во второй половине XIX века. Вбрасывалась Западом через германофильские круги. Цель понятна – оторвать болгар от славянства, от православия, а значит от России. В годы Второй мировой войны некоторые болгарские исследователи, поддерживаемые Берлином, пытались доказать арийское происхождение болгар. Как человек, проработавший в нашей разведке 33 года, с полной уверенностью могу сказать, что иностранные спецслужбы уделяют очень большое внимание историческим дисскусиям в странах, которые находятся в сфере их интересов и своими специфическими методами стремятся направить научные споры в нужное им направление.

А как историк, скажу: славяне, заселившие в первые века нашей эры Болгарию и Македонию, генетически единокровны славянам, жившим в Киевской Руси, – единый язык, семейные связи (на эти темы можно почитать труды академика Лихачева). Ведь когда татаро-монголы нас разбили, многие бежали именно в те края, так как там были свои. Сейчас в исторической науке есть довольно убедительная версия, что святая княгиня Ольга – из Плиски. Кстати, Плиска и Псков - это фонетически однородные названия. Славяне на Балканах растворили в себе автохтонное население полуострова, в частности фракийцев, а затем протоболгарскую орду, по которой славян стали называть болгарами. Но мало ли кого растворили в себе русские – половцев, печенегов, угро-финские племена, однако из-за этого мы, слава Богу, не перестали быть славянами.

Болгары наши наиболее близкие родственники. И этим объясняется особого рода любовь, которая нас с болгарами объединяет. Это любовь природная, органическая, генетическая.

Я помню, как меня, тогда фактически мальчишку, аспиранта, в любой болгарской деревне кидались целовать только потому, что я русский – я был просто потрясен родственным чувством, которое испытывают болгары к русскому человеку.

А в Греции один мой знакомый – голубоглазый, светлый, не очень похожий на грека – говорил, что его охватывает необъяснимое волнение, стоит ему услышать слова «русский» и «Россия». Потом я узнал, что район, откуда он родом, был заселен в пятом-шестом веках славянами с Балкан. Я думаю, мы недооцениваем силу генетического родства.

В Болгарии четыре с лишним сотни памятников посвящены освобождению от османского ига. Ни один не разрушен. Против памятников Советской армии были выступления, кое-что даже и снесли. Правда, мало. Но против памятников старой России ничего подобного не было. В 1992 году мы поднялись как-то к знаменитому Алеше над Пловдивом. Он был заляпан краской. А рядом памятник времен Александра II - погибшим под Пловдивом русским воинам. Небольшой памятник – тогда не страдали гигантоманией, ставили памятники, соразмерные человеку. Так вот этот памятник стоял чистенький, ухоженный, никто его и пальцем не тронул. Так что болгары хранят память о подвигах русских. Даже и теперь новые памятники ставят, вот недавно Скобелеву - в Плевене. Или Кирееву – первому русскому офицеру-добровольцу, участнику сербского восстания. Ему было поручено помочь и болгарским повстанцам. Киреев возглавил большой болгаро-сербский повстанческий отряд. Он героически погиб при освобождении одного болгарского села в двух километрах от границы с Сербией. По просьбе жителей село назвали Киреево и поставили ему там памятник. Буквально год назад его отремонтировали, крестьяне следят за ним. И так в большинстве случаев по всей стране.

Что знают наши люди, обвиняющие сегодня болгар в предательстве, о русских, погибших за свободу родственного народа? Говорят ли современным русским что-либо такие имена, как Гурко, Алабин, Калитин, Дондуков, Столетов и десятки, десятки других? А ведь ими названы улицы и села Болгарии, им стоят памятники, торжественно отмечаются даты их подвига, их жизни.

После победы России на Балканах российский посол в Стамбуле граф Николай Павлович Игнатьев добился подписания турками Сан-Стефанского мирного договора, по которому в состав нового независимого болгарского государства вошли все территории, населенные людьми, говорившими по-болгарски. Получилась большая страна с выходом к Эгейскому морю. И это не потому, что граф Игнатьев был болгарофилом, как считают многие даже и хорошо информированные российские историки и публицисты. Болгар он действительно полюбил. Но, прежде всего, Игнатьев был русским государственником, крупным геополитиком, если выражаться современными терминами. Он понимал: для того, чтобы Россия действительно закрепилась на Балканах, прежде всего необходима сильная и дружественная Болгария.

- Почему не Сербия?

- Видите ли, при всей близости к нам сербского народа Сербия была и, к несчастью, опять стала изолированной от России территорией без выхода к морю. Вот надо было нам помочь сербам во время натовских бомбардировок авиационными перевозками, а как долететь? Болгария и Румыния закрыли тогда своё воздушное пространство. А вот в Болгарию мы всегда могли и можем попасть прямым путем - пусть хоть морем. Геополитически мыслящий человек понимает: для России ключ к Балканам – Болгария.

Поэтому-то сто тридцать лет назад, на Берлинском конгрессе по итогам русско-турецкой войны на Балканах все западные страны жестко противостояли созданию большой Болгарии. А Россия тогда, в силу многих причин, не в состоянии была отстоять свою позицию. От Сан-Стефанской Болгарии осталась одна пятая часть. Более того, Россия вынуждена была согласиться на австро-немецкого монарха для Болгарии. Сначала Александр Баттенберг – его болгары вскоре свергли, а после него – Фердинанд Саксен Кобург Гот. Хотя известно, что болгары просили на царство и князя Черкасского, и Дондукова-Корсакова…

- И Игнатьева. К нему – особая любовь. Они называют его «Рыцарь Балкан».

- Да. И графа Игнатьева. Но Россия не могла себе позволить поддержать эти болгарские пожелания. Или не решилась. То есть Россия болгар действительно освободила, но потом не смогла закрепить собственный успех.

И еще один существенный момент. Когда Болгария была под турецким господством, главный торговый путь, Стамбул - Германия, лежал через территорию Болгарии.

- Он и сейчас есть.

- Да, и сейчас. На этом маршруте работали болгары, – содержатели постоялых дворов, лавочники, торговцы и так далее, - которые вели свой бизнес на этом турецко-германском транзите. Ну и находились под соответствующим влиянием – детей отправляли учиться в Австро-Венгрию, в Германию. Из этого небольшого слоя возникла часть германофильски ориентированных болгар. А другая часть работала на связке Турция - Одесса, затем Греция - Одесса. Конечно, их дети учились в России. Так вот - русофобы в Болгарии возникли как раз из того небольшого слоя связанных с Германией и Австро-Венгрией людей..

Надо иметь в виду, что оба первых монарха были для Болгарии абсолютными иностранцами, не знали языка, не имели к стране никакого отношения ни этнически, ни ментально и вообще практически ею не интересовались. И только третий, Борис Сакскобурготский, стал болгароориентированным царем. При рождении он был крещен в католичество, но уже в возрасте двух лет его отец Фердинанд вынужден был под давлением болгарских русофильских партий и России крестить его в православие. Крестным отцом стал наш Государь - Николай Второй. Царь Борис любил Болгарию, он принял систему её жизни.

Но в канун Первой мировой войны Болгарией правил его отец Фердинанд, всецело ориентировавшийся на родные ему Вену и Берлин. Естественно, что он объявил войну Антанте.

Наша общая фронтовая линия с Болгарией, - всего-то километров сто в районе устья Дуная, - возникла в 1915 году после сокрушительного и молниеносного разгрома Румынии, выступившей на стороне Антанты. Русским войскам противостояло две-три болгарских дивизии. Радко Димитриев - знаменитый русский генерал и прославленный герой войны, командующий корпусом императорской армии (он потом был зверски убит большевиками), - так вот он был болгарином, эмигрировавшим в Россию после падения очередного русофильского правительства. Он выходил к берегу Дуная и кричал на болгарском: «Братушки! Да вы что! – против русских пошли?!» Немало болгар после этого переправлялось на наш берег. Так что болгарских пленных у нас оказалось довольно заметное количество, хотя особых боев на этом участке фронта и не было.

- И все же в массовом сознании закрепилось, что Болгария воевала против России.

- Выбор Болгарии в Первую мировую войну – это в немалой степени следствие нашей слабости или ошибок на Берлинском конгрессе. И нечего винить за это весь болгарский народ. По крайней мере отъявленного германофила и чуждого стране Фердинанда он заставил в 1918 году отречься.

До Первой мировой Болгария - единственная страна, где были русофильские партии, программной целью которых был союз с Россией.

- Сегодня, к слову, Станка Шопова ведет в Болгарии программу «Болгария и Россия – вместе навсегда».

Но вот еще один исторический эпизод: Белая армия уходила из Крыма с целью переформирования. Но как только она оказалась в Болгарии, царь Борис их интернировал. Это уже стала не армия, а перемещенные лица. Это ли не предательство?

- Это еще одно ошибочное мнение. Врангель действительно надеялся спасти Белую армию, по указанию англичан и французов временно разместив ее в тяжелейших условиях в Турции (Галлиполи) и Греции (Лемнос). Он добивался от Лондона и Парижа переброски армии в славянские страны – Югославию и Болгарию. После длительных проволочек со стороны «союзников» согласие было получено в середине 1921 года.

Болгарам было, конечно. труднее принять белых, потому что они были страной, проигравшей Первую мировую войну, – а это потеря территорий, контрибуции и т.д. Кроме того, в Болгарии в тот момент к власти пришло правительство Александра Стамболийского, взявшее курс на установление дружеских отношений с Советской Россией. Стамболийский даже в Крестьянский интернационал вступил. Так что царь Борис белых принял, но под давлением этого левого правительства верхушка Белой армии, - более сотни генералов и офицеров, - была выдворена в Югославию. После того, как Стамболийский был убит в результате правого переворота, отношения официальной Софии с белыми эмигрантами нормализовалось, и 30 тысяч наших соотечественников жили в Болгарии, внося, кстати, немалый вклад в развитие целого ряда сфер культуры и науки этой страны.

Между двумя мировыми войнами перед царем Борисом, который к середине 20-х годов стал полноправным хозяином Болгарии, стоял трудный вопрос: на кого опираться вовне.

Сближению с Россией мешали некоторые обстоятельства. Ведь это была уже коммунистическая Россия со всеми вытекающими для монархической православной Болгарии последствиями. Тем более опасными, что в Болгарии всегда было сильно левое движение, и оно сразу же нашло бы общий язык с Советами.

Сближение с Советской Россией было просто опасно для страны. И Борис…

- Старался держаться подальше от этого монстра.

- Именно. Конечно, играло роль его европейское, австро-немецкое происхождение и мать-итальянка – все это влияло.

И, наконец, основное: уже пришедший к власти Гитлер обещал исполнить главную болгарскую национальную мечту – объединение всех болгар. То есть обещал то, чего для Болгарии добивался в свое время граф Николай Павлович Игнатьев – объединить в одно большое государство все земли, заселенные болгарами, присоединив Македонию – и греческую часть, и югославскую. До Второй мировой войны многие, особенно на Западе, верили или хотели верить Гитлеру.

Англосаксы по-прежнему были против большой Болгарии, да и Советский Союз болгарам этого тоже не обещал.

- Почему?

- По-видимому, оттого, что к этому времени мы уже завязались с французами и англичанами. То есть Москва в 1940 году послала в Болгарию своего эмиссара Соболева с предложением войти в коалицию с СССР против Германии, но, в отличие от Гитлера, ничего конкретного Болгарии не предложила. Царь Борис наше предложение отверг.

И все же ему удалось, несмотря на давление Германии, не вступать в войну с СССР вплоть до самой своей смерти в сорок третьем году.

Болгария нам войну не объявляла. Она объявила войну Англии и США, которые были далеко. Болгарские войска вошли в Эгейскую и Охридскую Македонию, что и обещал Гитлер. Большинство населения на первых порах их приняло как освободителей. Участвовали они и в оккупации Южной Сербии, где очень жестко, если не сказать жестоко, боролись с сербскими коммунистическими партизанами. Немало акций болгарских войск в этом районе можно охарактеризовать как военные преступления.

Гитлер неоднократно, особенно после Курской битвы в 1943 году, требовал, чтобы София послала на Восточный фронт хотя бы пару дивизий. Царь Борис объяснял ему, что послать-то можно, но они через месяц полным составом окажутся на стороне русских. После очередного возвращения из немецкой ставки в Болгарию царь Борис внезапно умер.

- Об этой смерти ходят разные слухи, вроде того, что он был отравлен немцами.

- Да, так говорят. Доказать это вряд ли возможно, но сам факт смерти после очередных переговоров с Гитлером действительно вызывает подозрения. Однако даже и после его смерти те, кто оказался тогда у власти, – Филов, Багрянов, Муравиев и другие (наследник был еще совсем ребенок), даже они отбились от вступления в войну против нас.

Болгарии удалось даже избежать ввода немецких войск на свою территорию. То есть - были немецкие военные базы в Бургасе и Варне, но оккупации не было. Хотя все страны вокруг были и оккупированы, и разгромлены, болгары уцелели и даже получили территориальные приобретения. Это, безусловно, не оправдывает политику союза с фашистской Германией тогдашних властей Болгарии. Они с услужливым рвением бросили бы болгарские войска и против Советского Союза, но понимая, что большинство болгарского народа воспротивится такому решению, вынуждены были отвечать отказом на требования своих хозяев – гитлеровцев. Поэтому в русских болгары не стреляли и ножи не точили.

- Мне приходилось слышать мнение, что болгары вообще не воины, в отличие от сербов.

- Вряд ли такие сравнения уместны. Хотя в болгаро-сербской войне в 1882 году болгары сербов разбили. Сербы смелые воины, особенно в наступлении. В первой трети XX века на формирование сербской армии большое влияние оказали французские военные специалисты. Болгарскую армию создавали, обучали русские офицеры, затем там поработали немецкие военные. Уверен, что когда речь идёт о защите Родины и болгары, и сербы мужественные и самоотверженные солдаты.

- Но в Югославии было сильное партизанское движение, а о болгарских партизанах в России что-то не слышно.

- У сербского населения Югославии, разбитой, разгромленной, униженной был ясный мотив партизанить против немцев и их пособников - генерала Недича и сербского фашиста Льотича. Сербское коммунистическое движение сопротивления стало самым массовым и эффективным в оккупированной Европе. Но представьте себе подвиг тех болгар, которые, несмотря на благоприятнейшие условия, в которых оказалась тогда Болгария, все же сформировали партизанское движение под антифашистскими лозунгами. Пусть их было всего 8-10 тысяч. Но ведь их поддерживала большая часть населения – кормили, прятали, снабжали информацией…

- Какой же был у них для этого резон?

- Одна из основных причин – Гитлер напал на СССР-Россию, а болгарская власть дружит с Гитлером, значит эту власть надо устранить.

Вот факт: в годы войны в Болгарии функционировало советское посольство - это в стране гитлеровской коалиции! Кстати, это было очень важное для нас «окошко» в стан противника – и для разведки, и для дипломатии.

Был такой человек - Никифор Никифоров, председатель военного трибунала Болгарии, член царского военного совета, в который входило всего-то семь человек. Так вот он был нашим разведчиком, давал ценнейшую информацию: царь возвращался после очередных переговоров с Гитлером, и мы получали необходимые сведения. Например, первые данные о подготовке немцами операции «Цитадель» - это Курская дуга – советская разведка получила от болгарского генерала Никифорова.

Или – начальник генштаба Болгарии генерал Лукаш сначала передавал информацию нашему агенту генералу Стояну Заимову, а после его гибели – Никифорову. Лукаш прекрасно знал, что и Заимов, и Никифоров русофилы, и все же сознательно сообщал им очень важную для Москвы информацию. Есть немало других примеров такого рода, но о них все ещё нельзя говорить.

Почему эти люди помогали русским? – Да просто потому, что исторически, генетически, сердечно были связаны с Россией.

Так и не добившись от болгарской власти отправки болгар на русский фронт, Гитлер получил у нее согласие объявить запись добровольцев. И что же? – добровольцев воевать против русских нашлось всего 74 человека – на всю страну! Запись быстро прикрыли.

И это называется «нож в спину»?!

Мне рассказывал глава советской дипломатической миссии в Софии в 1941-44 годах Яковлев о том, как СССР объявлял войну Болгарии 5 сентября 1944 года.Он получил указание из Москвы

вручить ноту регентскому (при малолетнем царе) правительству Болгарии. Яковлев приезжает к министру иностранных дел, с которым у него сложились хорошие личные отношения. Тот принимает нашего временного поверенного дружелюбно. Яковлев заявляет, что ему поручено зачитать ноту: на том основании, что Болгария состоит в гитлеровской коалиции, снабжала Гитлера брынзой, овчиной и т.д. - СССР объявляет Болгарии войну.

Министр срывающимся от волнения голосом закричал: «Да вы с ума сошли! Войдите в Болгарию, встретим хлебом-солью. Хотите, болгарская армия выстроится почетным караулом от самой границы до Софии. Зачем нам война с русскими!»

Наш дипломат говорит, что обязан передать ноту. «Так мы с ним эту ноту друг другу минут пять перепихивали, как горячую картошку,- рассказывал Яковлев. - В конце концов, я ее положил на стол, эту злосчастную ноту, и бросился бежать. Он за мной, кричит: «Господин Яковлев, да заберите вы эту ноту!».

Но Советская армия под марши болгарских военных оркестров все же вошла в Болгарию. Там поднялись левые силы, свергли правительство и сформировали правительство Отечественного фронта.

- А прежних правителей расстреляли?

- Нет-нет. Более того, малолетнего царя и регентов оставили у власти. Новое правительство объявила войну Германии, болгарская армия вошла на территорию Венгрии, активно воевала против фашистов и дошла до Вены.

Таковы реальные факты. А потом в конце 80-х- начале 90-х мы Болгарию бросили. Она нас не интересовала. Ельцин и его команда смотрели на США, давая американцам и их союзникам свободно действовать в странах Восточной Европы. Но несмотря на это в середине 90-х годов благодаря голосам русофилов к власти пришла соцпартия, лидеры которой обратились за поддержкой к Москве. Ельцин вновь отказал.

Дальше уже неинтересно говорить. Конечно, Болгария, как все страны Восточной Европы, не смогла в одиночку справиться с давлением Запада. У власти оказались прозападные силы, которые потащили уставший от разочарований, от нищеты, от несбывшихся надежд болгарский народ в Европу, в НАТО. Куда они ещё затащат в очередной раз Болгарию? Как бы ей опять не оказаться в числе проигравших. Но вся проблема у малых стран Восточной Европы в том, что у них нет реальной альтернативы этому пагубному пути. Раньше была – Советский Союз. В экономическом, да и политическом смысле эти страны не могут существовать без опоры на какую-то внешнюю силу. Вот поэтому сейчас практически все они в НАТО, которое подкрадывается даже к бывшим советским республикам. Заявляют о готовности вступить в альянс власти Черногории, на протяжении веков дружественной нам страны. Наше предательство в 90-х годах ещё долго будет давать о себе знать.

А Болгария красивая страна и народ там очень хороший. Дружелюбный и гостеприимный. Пример замечательного человека и подвижника русско-болгарского братства Станки Шоповой далеко не единственный. Есть в Болгарии, безусловно, и те, кто русских не любит. А впрочем, за что нас, сегодняшних, любить?

Беседу вела Галина Николаева

http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/leonid_reshetnikov_bolgary_nikogda_ne_predavali_rossiju__2010-03-03.htm

**

(9 март 2010)

Мое интервью далеко не на самую, казалось бы, актуальную тему – о традиционных отношениях с братским болгарским народом - вызвало бурную дискуссию. Сначала я удивился, а потом понял. Ведь спор пошел не о Болгарии, а о нас с вами, русских, о России.

Даже те, кто абсолютно уверен, что говорил о болгарах, на самом деле говорил о наших проблемах, о наших бедах. Ну что ж, это хорошо. Подтекст интервью был именно этот – имеем ли мы, современные россияне, право огульно осуждать другой народ и к лицу ли это нам, наследникам великой державы.

Так получилось, что в Болгарии я не был с 1999 по 2009 год: другие задачи, другие страны. Прилетал в 2004 году на несколько часов на похороны близкого мне человека. Конечно, по прессе и другим материалам следил за происходившим не в чужой для меня стране.

Да, меня можно обозвать болгарофилом, как и наших предков, воевавших за освобождение Болгарии. С Болгарией у меня много связано – здесь я встретил замечательную москвичку, которая уже 37 лет является моей женой, здесь я крестился, венчался. Здесь Господь послал мне великую наставницу – игуменью Серафиму (в миру Светлейшую княгиню Ольгу Андреевну Ливен, по матери Орлову-Давыдову), которая с 1991 по 2004 год вела меня и мою семью по жизни.

Правда, с болгарами в последнее время имел эпизодические контакты, в основном мельком. Но в 2009 году поехал с друзьями на Солнечный берег. Там не очень понравилось. Помню этот курорт совсем другим – реликтовые сосновые рощи, чистейшие пляжи. Сейчас пять линий огромных отелей, на узенькой набережной тысячная толпа отдыхающих, не протиснуться, громкая музыка от «Вставай, страна огромная!» до ну очень тяжелого рока.

Собственно болгар и не видно, кроме части официантов и сотрудников в обменных пунктах. Однако обсчитала меня в первый же день почти соотечественница, красавица из Молдавии. Через пару дней такого отдыха стали брать машину и уезжать вглубь страны –Жеравна, Котел, Сливен. Встретились с моим старинным другом, поехали в его родное село Коларово, недалеко от Старой Загоры. Наверное, нам очень повезло – никто нас не обижал, плохих слов не говорил, обмануть не пытался, НАТО-м не угрожал. А хорошие, теплые встречи, разговоры были. Желания "прикормить" меня не заметил. Да и сложно это – люди живут трудно, если не сказать бедно. В целом болгары изменились, стали какими-то приземленными, потерянными, неуверенными в себе. Как и нам, тяжело им дается попытка перейти в другую ипостась – в европейскую. Что здорово, так это то, что почти все старые друзья (некоторые еще с начала 70-х) остались порядочными людьми, любящими и уважающими Россию. А с Божидаром Димитровым не встретился, разминулись. Его действительно понесло. Чего не сделаешь ради министерского кресла. Да и Бог с ним. И много ли предателей, спросите меня. Воспользуюсь остроумным ответом диакона Андрея Кураева: как и везде - каждый двенадцатый.

Кстати, 300-350 тысяч российских туристов в год на курортах Болгарии, массовая закупка нашими согражданами собственности в этой стране вряд ли могут подтвердить тезис, что болгары плохо к нам относятся.
По меньшей мере, лояльно. Это для тех, кто не верит в дружбу.

Да, меня можно обозвать болгарофилом. Но меня можно назвать и сербофилом. Югославия – это первая страна, в которой я работал по линии той службы, которой отдал три десятка лет. Это был очень сложный для работы период. Титовские спецслужбы нас не жаловали, да и америкосы не отставали. Здесь я состоялся как профессионал. Здесь родилась моя младшая дочь. Здесь у меня были (и есть!) друзья, которые, несмотря ни на что, оставались верными и порядочными людьми, раз и навсегда горячо полюбившими Россию. Как же мне не любить Сербию!

Последние десять лет друзья стали называть меня грекофилом. Для нас, православных, Греция – уникальная страна, она не может не войти в сердце русского человека. Афон, на котором я впервые побывал еще в 1994 году, стал для меня родным. А остров Андрос, с его уже 500 лет непрерывно мироточащей иконой Богородицы, а остров Лемнос, с забытым, заброшенным кладбищем русских белых воинов, а установка памятников адмиралу Ф. Ушакову на острове Корфу и графу А. Орлову на Спецесе?!

Меня не надо было "прикармливать" ни болгарам, ни сербам, ни грекам. Я их и так люблю. Но больше всего люблю русских, что естественно.
Ну, а теперь о дискуссии. Первое, что огорчило – это тон целого ряда комментариев. Безапелляционный, агрессивный, порой оскорбительный. Неприкрытое стремление смешать оппонента с грязью. Мне более молодые коллеги, значительно лучше меня знакомые с интернетом, объяснили, что сложилась своеобразная прослойка молодых людей, которые огромное количество времени проводят за компьютером, считают, что все знают и всех учат. Может быть, и так. Но это не успокаивает. Думаю, что основная причина здесь в состоянии духа российского общества, прежде всего русского народа. В некоторых комментариях очень правильно на это указывается. Мы, по крайней мере, в столице, измельчали, заговорили на чужой манер, разучились не только «любить ближнего как самого себя», но даже проявлять элементарный такт, стремление услышать другого. Мы потеряли свой естественный до начала XX века облик – великодушие, уважительность, жертвенность. Именно за это ценили и любили русских другие народы. Еще раз напомню – свыше 400 (!) русских памятников в Болгарии стоит, и «Алеша» стоит, и памятник Советской армии в центре Софии стоит. И главная улица в болгарской столице называется «Царь-освободитель». Она выходит на площадь перед парламентом, на которой вот уже сто лет находится милый нашим сердцам памятник Александру II. И кафедральный собор по-прежнему носит имя Святого благоверного князя Александра Невского.

А давайте задумаемся, легко ли было тем, кто любил Россию, в частности болгарам. Русские их освободили и, несмотря на русофобов типа Стамболова, невозможно отрицать, что болгарский народ в массе своей с благодарностью относился к России. Но вот пришел 1917 год. Советская власть официально отказалась от нашего прошлого - «мы родом из Октября». Герои, которых чтили болгары, выброшены на свалку истории, где они и сейчас по большему счету находятся. Более двух миллионов несогласных были изгнаны большевиками из России, в их числе и участники освобождения Болгарии от турецкого ига. Они нашли приют в Болгарии, правительство которой взяло их на полное обеспечение. И кого должны были «любить» болгары после 1917 года? Общество раскололось – кто за красных русских, кто за белых. В конце концов, красные русские пришли в Болгарию, поставили у власти своих друзей и настоятельно порекомендовали любить только их. Едва болгары «привыкли», а несогласные вынужденно затаились, грянул развал СССР и наши «демократы» сказали, что советских любить нельзя, а если кто и достоин любви, то лишь друг Билл и его присные, а остальные – на выход. Наступил XXI век, мы немного очухались, оглянулись – «иных уж нет, а те далече». А тут трубу тянуть надо в Европу. Вспомнили о Болгарии и закричали: «Болгары, вы куда? Предатели! А мы-то их освобождали…». Круг замкнулся - куда ни кинь, везде клин.

Нет ни малейшего смысла что-то еще доказывать. На каждое обвинение «они нас предали», есть зеркальный ответ, и он дан в комментариях здравомыслящих людей. НАТО - как ни вспомнить знаменитое заявление Ельцина: НАТО нам не угрожает, поэтому, кто хочет вступать, вступайте, мы не против. Югославия – стыдно вспоминать, как официальная Москва вела себя в этом конфликте. Вторая мировая... Не хотелось говорить об этом, но раз один из комментаторов вспомнил, то скажу. - 400 тысяч советских у Власова и в других частях вермахта и немецкой полиции, около 1 млн. гражданских помощников оккупантов и т.п. Эти факты не могут умалить великий подвиг русского и других народов СССР, ценой огромных жертв победивших фашизм.

Но когда кто-то навешивает ярлык предателя на иной народ, то не следует забывать, что и ему могут ответить тем же.
В истории каждой страны, каждого народа есть темные страницы. Светлого, героического, достойного значительно больше. Этим следует руководствоваться, когда говоришь о другом народе, по крайней мере, публично, а не на кухне. Воспитанный человек ведь никогда не будет обвинять других в том, в чем сам грешен, пусть даже и в меньшей степени, но грешен. Так и наш народ, наша страна всегда были такими. Но последние 20-25 лет мы сильно «просели», нас заело чужебесие, которое начало грызть русских еще в XIX веке. Как не вспомнить «Бесов» Достоевского. Все эти бесконечные шоу-споры на телевидении с криками, визгом, оскорблениями внесли свою лепту в наше поведение. Мы стали нападать, кричать, оскорблять друг друга - и ближних, и дальних.

А что Болгария? Это наше зеркало. Смотримся и злимся: себя узнаем, да не хотим сознаться. В одном из комментариев верно прозвучало: «Врачу, исцелися сам». Это вообще-то не про доктора, кто не понял, а в смысле «не лучше б на себя оборотиться?». К этому еще добавлю одно евангельское изречение: «Не суди, да не судим будешь». А «гордость великороссов» не в ленинских сентенциях и не в криках и нападках на других, а в достоинстве, которое проявляется прежде всего в любви и великодушии. Этим нашим, русским «царским» путем желаю следовать себе и всем участникам дискуссии. Поменьше громких фраз и обличений. И «сим победиши».

До свидания. Больше читать комментарии не буду. Не льщу себя надеждой, что кого-то сумел переубедить, но хочется верить, что вопросы, поднятые мной, заставят кого-то задуматься.

http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/leonid_reshetnikov_a_chto_bolgarija_eto_nashe_zerkalo_2010-03-09.htm