събота, 3 ноември 2012 г.

За Тибет

... Во многом мифы и легенды о прекрасной стране Шамбале, о духовных и просветлённых старцах, которых покорили злобные и завистливые соседи, распространяется либо людьми, мало сведущими в реальном положении дел, либо людьми, прямо заинтересованными в мифологизации и антикитайской пропаганде. Действительность гораздо более прозаична и неприглядна.

Тибет — это действительно, страна монастырей. Горная страна. С тяжелым высокогорным климатом, который даже создал специфический внешний вид жителей Тибета — у них переразвита грудная клетка и увеличен объем лёгких, они привычны к свирепым горным морозам и ветрам, у них несколько иные физиологические показатели, чем у жителей равнины. Однако на этом отличия не заканчиваются.
Вплоть до 50 годов 20 века общественно-политический строй Тибета можно охарактеризовать как жесткую теократическую диктатуру рабовладельческого государства. Да, именно так — в Тибете официально до присоединения его к Китаю существовало рабство — причем в исключительно жестокой форме. Раб был вещью, скотом, имуществом. Его можно было наказать, изувечить, убить. Одной из форм наказания было отрубание конечностей — и встретить однорукого или вообще безрукого человека, так же как и с отрубленной одной или двумя ступнями или вообще ногами было вполне обыденным делом.
Рабами были почти 20% населения Тибета. Однако жизнь условно свободных жителей была ничуть не легче. Тяжелейшие повинности крестьян в пользу монастырей, неподъёмные долги под чудовищные проценты, переносимые даже после смерти родителей на детей, обращение в рабство за долги и жестокое отношение — вполне тривиальная ситуация тех лет. Более того — значительная часть населения монастырей занималась не сколько духовным просветлением и боевыми искусствами, как в голливудских поделках, сколько таким же тяжелым и бесконечным трудом. По сути, трудовое население Тибета поголовно было бесправным, забитым и не видело ни малейшего просвета в существовании. При этом нужно учитывать географию региона, которая четко делит Тибет на две части. Горная местность чисто географически дробила Тибет на анклавы — и уже поэтому объединение крестьян в борьбе против монастырей обычно носило очень локальный характер — любые выступления против власти рабовладельцев-теократов подавлялись с неимоверной жестокостью.
Нетрудно понять, что «оккупация» частями НОАК Тибета была воспринята населением этой горной области как минимум равнодушно — хуже уже точно быть не могло. Во многих случаях ни о каком сопротивлении «захватчикам» речи не шло — наоборот, их встречали зачастую просто как освободителей. Естественно, не все — терять такую прекрасную жизнь для теократов было делом совершенно немыслимым. Однако полное отсутствие народной поддержки — вещь объективная, и власть мудрых и просветленных старцев рухнула практически как карточный домик.

Анализируя мифы о прекрасном и загадочном Тибете, распространившиеся после «оккупации», можно отметить, что значительная часть из них основывалась на самой банальной выдумке. Мало освещается тот факт, что Китай оставил право тибетцам на функционирование монастырей, на традиционную жизнь и уклад — но предельно свирепо ликвидировал дикие пещерные обычаи рабовладения, существенно урезал права теократов. В годы культурной революции значительная часть монастырей была разрушена - однако после ликвидации последствий этого периода новейшей истории Китая постепенно происходит их восстановление.
Так же, как и в Синцзяне, в Тибет вместе с частями НОАК пришли больницы, школы, пришли новые технологии, создавалась какая-никакая, но промышленность (естественно, с учетом специфики горной местности и населения этого региона страны). Даже в тяжелейшие годы для самого Китая размеры помощи национальным окраинам были весьма значительны. Протибетская пропаганда активно педалирует тему репрессий в годы "культурной революции" - однако при этом умалчивается тот факт, что в эти годы репрессии носили широчайший характер на всей территории КНР без каких-то предпочтений и различий.
Тибетский сепаратизм остаётся крайне значимым фактором, особенно в связи с тем, что Запад и Соединенные Штаты используют факт «оккупации» Тибета в качестве еще одного инструмента давления на Китай. Этому же служат и голливудские фильмы, мифологизирующие Тибет и создающие правильный с точки зрения борьбы за права человека фон для периодического вытаскивания темы о «незаконной оккупации».
Результатом вторжения частей НОАК и присоединения территории Тибета к КНР стало массовое бегство немалой части населения — мирное население вообще предпочитает выбирать бегство ужасам любой войны. Эти люди практически поголовно полагают свою территорию оккупированной страной. Часть населения Тибета, оставшегося под властью КНР, тоже без восторга относится к присоединению. Духовный лидер Тибета далай-лама ведет деятельность по возвращению независимости Тибета — и на этом поприще имеет значительный вес и авторитет в мире. За пределами Тибета создано правительство в изгнании.

Для Китая ситуация усугубляется тем, что политика китаизации Тибета по сравнению с аналогичной политикой в Синцзяне столкнулась с суровыми климатическими и природными условиями присоединенной территории. В связи с этим паритетного соотношения хань и тибетцев Китаю так и не удалось добиться — в самом Тибетском автономном районе на 2,5 миллиона тибетцев приходится чуть более 150 тысяч ханьцев. В районах Тибета, присоединенных к провинциям Китая, ситуация несколько иная — скажем, в провинции Сычуань на трех присоединенных тибетских территориях процентное отношение ханьцев гораздо выше — от четверти до трети населения.
Так или иначе, но проблема сепаратизма для Тибета является крайне значимой, единственная разница, которую можно увидеть в положительном свете для КНР, заключается в том, что общая численность тибетского населения на всей территории Большого Тибета составляет около 5 миллионов человек, тем более, что они рассеяны по большой площади. Всё остальное представляет по сей день очень сложную проблему, решаемую с трудностями и имеющую большой внешнеполитический резонанс.

Нужно понимать также, что китайская версия истории Тибета отражает интересы именно Китая. Во многом она искажена и фальсифицирована по сравнению с реальностью. Тибет на протяжении своей длительной истории был независимым государством, волей судьбы попавшим в сложнейшие условия — и географические, и политические. Существуя между двумя крупнейшими государствами Азии, попадая в сферу борьбы сверхдержав. В конечном итоге его независимость была уничтожена — и не только злой волей китайцев — аннексия Тибета была выгодна той же Англии и России, которые вели в 19 веке борьбу на просторах Азии...

http://el-murid.livejournal.com/807584.html
http://atnews.org/news/sinczjan_i_tibet/2012-11-03-5355